Первый состоит из речей, обращений, интервью, публичных мероприятий, в рамках которых президент обращает внимание общества на различные проблемы. Второй является непубличным и заключается в общении с теми, кто принимает решения на государственном уровне и на местах. Цель такого общения — убедить собеседников в важности тех или иных вопросов.

Президентская речь по случаю Дня независимости Эстонии объединила в себе эти два инструмента. Мы поняли, какие темы важны для президента, о чем она просит задуматься всех нас. В то же время, она дала понять, какие темы будет поднимать в разговорах и встречах с власть имущими в течение своего президентского срока.

Электронное государство и э-услуги, развитие сектора информационных технологий, домашнее насилие, доступность социальных услуг, отношения между национальностями и культурами, забота о слабых и обделенных — вот лишь некоторые темы, которые можно четко увидеть в повестке Керсти Кальюлайд. И пусть что-то из этого, как говорится, лежит на поверхности, а какие-то вопросы (например, ИТ, э-государство) уже порядком набили оскомину, впервые после долгого периода Тоомаса Хендрика Ильвеса мы видим президента, для которой дела иностранные менее важны, чем дела внутренние. Мы видим президента, готового тратить свой социальный капитал на решение сложных, наболевших и подчас практически нерешаемых проблем.

Надо понимать, что уровень влияния президента в Эстонской Республике достаточно мал, особенно он мал на первом году, когда глава государства только вживается в свою роль. Сложно начинать свой срок в ситуации, когда ни одна политическая сила изначально не выступала в поддержку этого лидера и когда использование телесуфлеров вместо распечатки речи является чуть ли не более важной темой для публики, чем сама речь. Поэтому я был особенно рад услышать, что часть своего небезграничного влияния президент готова уделять теме межнациональных отношений.

”Эстонцем может быть каждый, кто признает наш язык, наши обычаи и ценности”, — сказала президент. И добавила, что ни один закон не должен регулировать принадлежность человека к народу. Не это ли мы так долго хотели услышать от главы государства? И не потому, что эти слова тут же станут нормой и будут приняты всем обществом, а потому, что они показывают путь, по которому это общество движется. Я рад, что мы на этом пути.

Поделиться
Комментарии