В чем проблема?

Из 11 молодежных центров, разбросанных по всем районам города, 5 центров подчиняются районным управам и 6 молодежному отделу Департамента молодежи и спорта. Это стало причиной того, что центры не развиваются системно и не поспевают за изменениями интересов и возможностей молодежи. Такая система формировалась в начале двухтысячных годов, и в течение последних пяти лет шла постоянная дискуссия о том, что она нуждается в реформации.

Также надо понимать, что центры районного подчинения и те, которые подчиняются центральной городской власти, видят свою задачу в несколько разном свете. Так районные центры направлены, в первую очередь, на молодежь конкретного района — они имеют неплохую базу сотрудничества со школьными психологами и специалистами по внеклассной работе, что позволяет им быть в курсе проблем конкретных школьников.

Кроме того, районные молодежные центры составляют важную опору для различных школ по интересам. С другой стороны, молодежные центры городского подчинения неплохо справляются с осуществлением общегородских специализированных программ и имеют обширный опыт международного сотрудничества. Вопрос заключается в том, каким образом можно эффективно совместить упомянутые функции и создать единую систему управления такими центрами.

План города

Исходя из вышесказанного, город составил план реформирования молодежных центров и системы молодежной работы в целом.

Во-первых, все молодежные центры будут переведены в районное подчинение, что позволит им сосредоточиться на интересах именно местных молодых людей и активнее использовать ресурсы районной управы. Надо понимать и то, что в каждом районе у молодежи есть своя специфика, и для работы, например, в Пыхья-Таллинне и Пирита требуются различные методы и подходы. Таким образом, молодежные центры смогут системно работать со школами, комиссиями по делам несовершеннолетних и другими районными структурами, такими как культурные центры и дома молодежи.

Во-вторых, Таллиннский центр по делам молодежи, прежде ответственный за координацию работы молодежных центров, будет расформирован и его ресурсы, в первую очередь денежные и человеческие, будут переданы в отдел молодежной работы Департамента спорта и молодежи. На отдел ляжет в полной мере задача по организации общегородских целевых программ, таких как борьба с безработицей, экстремальный спорт, международное сотрудничество, мобильная молодежная работа (работа с подростками вне молодежного центра).

В-третьих, городское собрание впервые в истории нашей страны примет стандарты качества молодежной работы, устанавливающие требования к молодежной работе как городской услуге. Они будут касаться, кроме прочего, квалификации работников, методов работы, приоритетов и целей молодежных центров, специфики работы с разными возрастными группами. Контроль над исполнением этих стандартов будут осуществлять специалисты департамента. Эта часть реформы как раз обеспечит взаимосвязь направленных на районы молодежных центров с общегородскими молодежными программами и позволит сохранить и аккумулировать денежные и человеческие ресурсы в данной сфере.

Возможные риски

Надо признать, что, как и в любой реформе, предложенный городом план имеет определенные ”узкие места”.

Так, многие опасаются, что управление центрами будет непрофессиональным и чрезмерно зависимым от районных властей. Это было бы так, если бы уже упомянутые стандарты молодежной работы не устанавливали конкретные профессиональные требования, которым должен соответствовать директор молодежного центра.

Существует мнение, что реформа ”снизит” качество и количество молодежных мероприятий, которые в данный момент делают центры городского подчинения. Однако, как показывает сравнение работы молодежных центров, в данный момент их эффективность не зависит от того, кому они подчинены. Так, сильнейшими молодежными центрами города являются, бесспорно, центры Пяэскюла и Хааберсти, они ежегодно удостаиваются наград за вклад в молодежную работу. При этом первый находится в подчинении города, второй, однако уже много лет действует под началом районной управы. На этом примере мы видим, что успех центра зависит не от того, в чьей компетенции он находится, а от профессионализма его работников и непосредственных руководителей.

В последнее время высказывалось много опасений по поводу того, что опыт и компетенция работников Таллиннского центра по делам молодежи будет утеряна с его расформированием. Большинство его работников сможет продолжить свою профессиональную деятельность в молодежном отделе Департамента спорта и молодежи, штат работников которого увеличится с 5 до 12 человек. Там они смогут не только продолжить свою работу над общегородскими молодежными программами, но и заняться улучшением уровня работы всех без исключения молодежных центров в рамках контроля стандартов качества, установленных реформой.

В конце концов, мы должны создать единую и эффективную систему молодежной работы, которая позволит 1) заниматься организацией досуга молодежи во всех районах; 2) проводить общегородские узконаправленные молодежные программы; 3) работать с молодежью, входящей в группы риска; 4) создать прочные условия для развития кружков по интересам и молодежных организаций.

Я уверен, что в Кесклиннаском молодежном центре мы сможем успешно выполнить эти задачи и вдохнуть в молодежную работу новое дыхание.

Поделиться
Комментарии