Хочу сразу отметить высокий уровень знаний и способность к аналитическому мышлению молодых людей: уроки происходили на этот раз по большей части в форме свободной дискуссии. Нам удалось обсудить с русскими школьниками целый ряд актуальных вопросов: таких как получение высшего образования за рубежом, трудности изучения предметов на эстонском языке, реформа образования, предполагающая разделение основных школ и гимназий, а также многое другое. Надеюсь, мне удалось ответить на вопросы гимназистов, но гораздо важнее для меня было получить информацию о том, что наиболее остро волнует нашу молодежь сегодня.

Так, несколько раз прозвучало мнение, что современный школьник в силу частой смены принципов учебной программы вынужден перестраиваться по нескольку раз за 12 лет и чувствовать себя при этом подопытным кроликом: ”Вот бы Министерство образования и науки уже определилось, какая учебная программа будет в последующие лет 10, чтобы люди могли спокойно учиться”.

Довольно много мы обсуждали, что лучше — обучение эстонскому языку или обучение на эстонском языке. Большинство молодых людей высказали пожелание, которое также хотели бы донести до министра образования: серьезно учиться языку следует начинать в младших классах и даже в садике, а не предлагать не имеющим достаточной подготовки десятиклассникам изучать предметы на малознакомом для них языке. Хотя эстонский язык как предмет они бы учили с удовольствием. Трудно не согласиться с правотой школьников в данном вопросе…

Хочу отметить, что по сравнению с прошлым годом, количество желающих строить свою дальнейшую жизнь за пределами Эстонии поубавилось. В то же время, достаточно многие хотели бы получить образование и некоторый жизненный опыт в других странах: я считаю, что это хорошая тенденция.

Мы говорили также о гендерных квотах, о принципах построения государственного бюджета, о работе правительства и парламента, об активности гражданского общества в Эстонии.

Отрадно, что молодые люди в целом позиционируют себя активными участниками жизни страны, которым далеко не все равно, что происходит за пределами школьного двора. Швейцарский философ, один из основоположников идеи единой Европы Дени де Ружемон писал: ”Упадок общества начинается, когда человек спрашивает себя: ”Что будет?” И не спрашивает себя: ”Что могу сделать?”

Мы должны воспитывать нашу молодежь так, чтобы эта активная позиция никуда не исчезла, не растворилась бы в мире потребительства и желания перекладывать свои проблемы на плечи других.

Мне представляется, что польза от такого общения очевидна — и эта польза имеет двусторонний характер. С одной стороны, политики самого высшего ранга (а гимназисты, например, Таллиннской Кесклиннаской русской гимназии за последнее время встретились с Тоомасом Хендриком Ильвесом, Эне Эргма и многими министрами) получают информацию из первых рук, от молодых людей, за которыми будущее нашего государства и во имя благополучия которых сегодняшние правители во многом и работают.

Чего ждет молодежь от государства, какие необходимые изменения в законодательстве могут быть сделаны, на ее взгляд, во благо завтрашнего дня, — об этом следует знать тем, кто руководит страной сегодня. Ведь, как говорил мудрый политик герцог де Ришелье: ”Чтобы управлять государством, нужно поменьше говорить и побольше слушать”. Мне думается, что это утверждение особенно актуально в сложившейся политической ситуации.

Ну, а школьникам полезно порою получить ответы на волнующие их вопросы не только от учителей, но и от государственных мужей. И если мнения в чем-то и расходятся, возникает дискуссия или даже горячий спор, то это хороший знак — это означает, что в обществе нет стагнации, но полным ходом идет процесс развития.

Поделиться
Комментарии