Партия Путина ”Единая Россия” одержала сокрушительную победу на последних выборах в Государственную Думу в 2016 году. Политическая ситуация стабильна, хотя экономическое положение в стране ухудшается. Социальные и трудовые протесты остаются локальными и аполитичными. Можно сказать, что результаты социологических опросов сфальсифицированы (1), выборы были нечестными (2), а люди боятся открыто выражать свое недовольство режимом. Кроме того, проблему можно свести к неограниченной пропаганде и ”промывке мозгов” (3). К сожалению, все не так просто, и многие действительно искренне поддерживают режим.

Я не хочу утверждать, что Россия обречена на вечную автократию. Я не собираюсь объяснять неизбежность российского авторитаризма традициями или культурой (4). Тем не менее, путинский режим развивался медленно и постепенно. Он уходит своими корнями в 1990-е годы, когда, во-первых, была принята конституция с элемента авторитаризма и, во-вторых, само понятие демократии было дискредитировано неэффективным и непопулярным правлением Ельцина, экономическим кризисом и постоянным хаосом. Восстановление экономики, связанное с ростом цен на нефть, и усиление государства во время первого и второго сроков Путина вызвали эйфорию среди широких слоев населения, получившего возможность улучшить свой уровень жизни. Поэтому пока экономические проблемы не переросли в абсолютную катастрофу, большинство предпочтет не протестовать. По некоторым прогнозам, Россию в будущем ждет длительный застой. И это было бы хорошим сценарием для Кремля.

Начало 2000-х было периодом деполитизации. Большинство различными способами было исключено из политической жизни. Официальная пропаганда представляла политику как грязное дело, используя разочарование людей в политике в 1990-е. Политические институты и институты гражданского общества деградировали в течение последних 17 лет. Принятие нескольких законов практически ликвидировало свободу собраний и организаций. Выборы стали формальность. Тем не менее, события последних 5 лет (протесты 2011-2012 годов и украинский кризис) показали, что режим может мобилизовать своих сторонников.

Российский режим сам себя называет ”вертикалью власти”. Отчасти это верно, но, кроме вертикали, существует еще и разветвленная инфраструктура на местах. Это позволяет мобилизовать людей для правильного голосования, распространять утвержденные сверху идеи и моральные ценности, организовывать прокремлевскую уличную активность. Менеджеры государственных предприятий, официальные профсоюзы, директора школ и больниц могут воздействовать на своих подчиненных, на огромное множество бюджетников. Доминирование государственной собственности в российской экономике, бюрократизация всей общественной жизни, разрастание государственного аппарата делает влияние сверху возможным и эффективным, позволяет навязывать идеологию лояльности. Поэтому мы можем наблюдать митинги в поддержку властей, где менеджеры говорят от лица рабочих, а врачи стоят вместе с чиновниками.

Российский авторитарный режим демонстрирует, что он достаточно гибкий и устойчивый. Опираясь на изощренную политическую инфраструктуру и все еще удовлетворительную экономическую ситуацию, ему удается создавать для себя массовую поддержку. Вряд ли прямо сейчас можно обнаружить его слабые места. Но предстоящие президентские выборы и непредсказуемые событие в международных отношениях и в экономике могут поставить стабильность в России под сомнение.

______

4 Мнение, согласно которому Россия просто не может быть демократической страной, очень популярно, в том числе — среди либеральной интеллигенции (например, Владислав Иноземцев, ”Пять причин, почему в России не будет демократии”).

Текст публикуется в рамках сотрудничества портала Delfi и журнала Diplomaatia.

Оригинальный текст — здесь.

Поделиться
Комментарии