Само по себе решение об отмене виз носит довольно ограниченный характер. Без визы в Белоруссия можно будет въехать только через один погранпункт — в Минском аэропорту. Так что о путешествии по маршруту Таллинн-Минск на автомобиле пока что остается только мечтать. Да и находиться в стране без визы можно будет всего лишь пять дней. Но, как и во всем, что делает батька, в данном случае сам жест не менее, а то и более важен, чем его конкретное содержание.

Для тех, кто представляет себе характер белорусского лидера, решение об отмене виз в первую очередь со странами Запада, которые к белорусскому режиму всегда относились достаточно критически, выглядит как очередная смена вектора внешней политики со стороны белорусского руководства. Кажется, чем больше Белоруссия вместе с Россией, Казахстаном, Арменией и Киргизией интегрируется в Таможенный союз, тем сильнее желание Александра Лукашенко продемонстрировать, что и помимо Таможенного союза в этом мире есть другие важные вещи. Например, отношения с тем самым Западом.

В 2009 году президент Дмитрий Медведев во время саммита Россия-ЕС удивил председателя Еврокомиссии Жозе Баррозо предложением перейти на безвизовый режим для граждан России и Евросоюза. Что-то в этом направдении делалось, было подписано соглашение об облегчении визового режима, но в целом прогресса в этом отношении не произошло. Сегодня понятно, что такого прогресса вообще не приходится ожидать, по крайней мере в ближайшие годы. Тема безвизового режима в отношениях России и Евросоюза с повестки для снята. Великая страна, какой себя считает Россия, не может идти на уступки в таких вопросах в одностороннем порядке, считают в Москве. Почему мы должны отменить визы для тех, кто не отменяет их для нас? Батька считает иначе.

В решении об отмене виз есть специальное упоминание о том, что оно не будет распространяться на тех, кто летит из Минска в российские города и из российских городов — в Минск. Это призвано успокоить Москву: даже если нехорошие иностранцы к нам и приедут, к вам они через нас не попадут. Но что помешает тому же эстонцу, немцу или американцу прилететь в Минск, выйти в город, сесть в машину и отправиться в Россию? Понятно, что таких нарушителей вряд ли будет много — если они вообще будут. Но риск остается, и на него надо как-то реагировать. А как? Восстанавливать пограничный контроль за российско-беларусской границе? Но это значит перечеркнуть все утверждения об особом характере интеграции двух стран. К этому в Москве явно не готовы. Остается сделать вид, что ничего не произошло.

Причина такого жеста со стороны батьки кроется в его недовольстве тем, как работает Евразийское экономическое пространство. По мнению белорусского лидера, пока что его страна не получает от этого выгоду, но наоборот, несет убытки. Евразийское экономическое пространство всегда воспринималось как попытка мягкого привязывания отдельных стран СНГ к России — причем как в Белоруссии, так и в самой России. Но все разговоры об общих духовных корнях, об общей истории и тому подобных вещах оставляют Александра Лукашенко равнодушным. Его мотивация — исключительно практическая.

Санкционная война между Россией и Западом, равно как и фактический разрыв экономических связей между Россией и Украиной негативно отразились на всех участниках этого противостояния. В выигрыше оказалась лишь Белоруссия, ставшая для украинских и европейских товаров настоящими воротами на российский рынок. Ворота оказались настолько широкими, что российская таможня задумалась о восстановлении таможенных постов в Смоленской области. Под запрет попадают время от времени и настоящие белорусские продукты питания, которые оказываются дешевле и качественнее российских. Получается, что пока Москва вводит ”антисанкции” и тратит деньги на ”импортозамещение” европейской еды и поддержку собственных агропромышленных структур, Белоруссия не только является воротами для фактической контрабанды, но и активно конкурирует с российскими производителями у них же дома.

Еще более масштабный спор между Москвой и Минском идет по вопросу поставок газа и нефти. Минск оспаривает сумму долга за российский газ и отказывается платить. Москва в ответ с нового года сократила поставки нефти на белорусские нефтеперерабатывающие заводы. Батька не заставил себя ждать и ввел с 1 февраля новые, повышенные тарифы на транзит российской нефти в Европу.

На фоне постоянных споров в экономической сфере решение Минска об отмене виз для граждан 80 стран выглядит как еще одно напоминание Москве: ”Нам и кроме вас есть, с кем дружить!” Подобным дружеским шантажом Батька занимается уже более 20 лет, но на этот раз его жест имеет и вполне позитивные последствия — по крайней мере для граждан ЕС. В конце концов, Белоруссия — очень красивая страна!

Поделиться
Комментарии