Ансип — чмо! (Карфаген должен быть разрушен!)

Однако тут недавно выяснилось, что по одному вопросу мои интересы могут совпадать с интересами этого "серийного лузера" — и он, и я хотим меньше платить их чиновникам. Посему имею предложить свой вариант выхода из их кризиса, не знаю уж, какой по счету среди всех уже озвученных.

"Их" этот кризис потому, что подается он не мультисистемным, а исключительно как дефицит в правительственном секторе. В котором, как известно, "нас" нет. Поэтому кризис — "их".

Как известно, правильно поставленная задача — половина решения. Будем считать (это в наших интересах), что Ансип задачу поставил правильно: надо эффективно сократить зарплаты госслужащим, причем намного, и в то же время законно.

Я не экономист, поэтому мой способ решения — сугубо правовой. Предлагаю для этого скрестить закон о публичной службе с законом о госпоставках. Странно, что правительство Ансипа, сказавшее a), b), и c) либерализма, запнулось на d). Надо дело довести до конца.

Исходной посылкой для такой схемы является тот секрет Полишинеля, по которому управленческий уровень всех эстонских чиновников — одинаковый. Не буду давать ему сочных эпитетов — сошлюсь на элегантное высказывание Владимира Вайнгорта: "Хозяйственная практика показывает, что креативность мышления отнюдь не является прерогативой эстоноговорящей части бизнес-сообщества". Что тогда говорить о публичном секторе?

До сих пор мы имели дело с такой липовой аргументацией: мы (правительство) не можем платить ему (чиновнику) меньше, потому что его зарплата должна быть конкурентоспособной, иначе он уйдет в бизнес, и мы на его место достойных специалистов не найдем. Так как эстонские "специалисты" все "достойные" (демонстрирую "равное обращение") уже по факту своего рождения, то аргумент — липовый.

Надо приравнять найм на госслужбу с госпоставкой. Выглядеть это будет, как в передаче "Угадай мелодию!":
- Я буду командовать департаментом за 20 тысяч крон!
- А я — за 19!
- Продано!

У иностранного слова "аукцион" у эстонцев есть, помимо прямого аналога, еще два: enampakkumine (большее предложение) и vähempakkumine (меньшее предложение). За алгоритм берется последний. Так как доходы всех чиновников есть в сети, а профессиональные требования всегда можно уточнить (их немного — даже президент Банка Эстонии не должен быть экономистом!), то процедура начинается с заявления заинтересованного лица. Сколько там канцлер получает? 35 тысяч? Я согласный на 18!

Заинтересованное лицо вносит залог, и конкурсно-аттестационная комиссия (ничего не надо менять!) проверяет формальное соответствие претендента должности, после чего объявляет открытый аукцион. Не надо, например, бояться указанного в ст. 48 Закона о госпоставках "предложения с необоснованно заниженной стоимостью" — нижний предел определен минимальной заработной платой. Если даже на минималку будет несколько претендентов, то решение следует выносить по тому, кто из претендентов сколько раз был в Брюсселе. Пусть даже туристом.

Следует подумать и о нынешних обладателях постов. Им можно предоставить преимущественное право покупки контракта. Пусть потом объясняет семье и сослуживцам, что он давно хотел снизить себе зарплату с 60 тысяч до 6, но все руки не доходили. Конечно, в случае, если он перекупает минимальное предложение, он должен оплатить и залог, и неустойку победителю — а как же?

Друзья, которым я предлагал эту концепцию для размышлений, выдвигали один-единственный аргумент против: а вдруг вместо ценного специалиста придет придурок? Я в ответ просил назвать хоть одного "ценного специалиста". Не справились.

В министерстве экономики и коммуникаций есть, например, Марио Ламбинг — это тот, который по просьбе Äripäev рассчитал убытки от потери транзита. Тот, в адрес которого Ансип топал ножками и хотел "посмотреть в глаза тому, кто высказал подобную чушь". Я звонил потом в министерство: в пресс-службе мне сказали, что Ламбинг по-прежнему на месте, и никаких нареканий от премьера он не получал. Стоит ли отказываться от такой сочной идеи ради одного Ламбинга, который даже не сам эти расчеты провел, а по просьбе газеты.

В предисловии к отчету Банка Эстонии самый высокооплачиваемый чиновник страны Андрес Липсток пишет, что главной целью по-прежнему остается переход на евро. Михаил Делягин, Бу Краг и Грегор фон Курсель в один голос (единственное, на чем они сошлись) говорят, что этого делать не следует. Академик Михаил Бронштейн, доктор Ханон Барабанер и даже "оппозиционный экономист" Райво Варе пришли на заседание клуба "Импрессум", а вот Липстока там никто не видел. Как и Юргена Лиги с Юханом Партсом. Так что не надо про "уровень"…

Предложенный подход можно "расширить и углубить", обратившись теперь уже к количеству чиновников. Что мешает брать подряд не на конкретное место, а на весь департамент, например, и самим определять требуемое количество чиновников?

Согласно статье 1 Закона о госпоставках, целью закона является "обеспечить прозрачность средств заказчика (государства и местных самоуправлений — С.С.), их целесообразное и экономное использование, равное обращение к лицам, а также эффективное использование условий конкуренции при проведении госпоставок".

По-моему, мое предложение удовлетворяет всем условиям. И Ансипу не надо ломать голову, как объяснить чиновникам, что их зарплата понижена на 8%. Тут светит снижение на 50% минимум, и объяснять ничего не надо — рынок!

Поделиться
Комментарии