Это произошло теперь уже на курсах, которые были организованы Международным центром обороны и безопасности при участии Эстонского общества НАТО.

Выступление господина Хелдна мне показалось очень интересным. Не знаю, насколько деликатной можно считать ту информацию, которой он с нами поделился (расписок о неразглашении с нас не брали), но то, что реакция аудитории была оживленной, это правда.

Лично я смог задать представителю спецслужб сразу несколько вопросов: считает ли он провалом деятельности его учреждения "бронзовые" события 2007 года; видит ли он эффективными запреты на въезд в Эстонию сразу нескольких персон — гостей клуба ”Импрессум”; как он оценивает просочившиеся в прессу подробности судебного разбирательства по обвинению Андрея Заренкова в коррупции и всю ситуацию в Маарду в целом. На все вопросы я получил исчерпывающие ответы, которые меня вполне удовлетворили.

К слову, представитель КаПо был не единственным докладчиком. За три дня педагогам удалось послушать лекции социологов, экспертов в самых разных областях, обменяться мнениями и получить ответы на волнующие их вопросы, а также побывать в Куперьяновском батальоне в Выру, Объединенном военном училище Сил обороны в Тарту. За великолепную организацию обучения стоит поблагодарить прежде всего директора высших курсов Международного центра обороны и безопасности Мадиса Микко — именно благодаря, в первую очередь, его стараниям, три дня пролетели практически незаметно.

Я не совсем понимаю резонанс, связанный с участием КаПо в обучении учителей истории и обществоведения. Вопросы государственной безопасности находятся в компетенции именно КаПо, и, насколько широко можно обсуждать их с учителями, решать должна все-таки полиция безопасности. Стоит отметить также, что сам факт готовности столь солидного государственного учреждения вести диалог с учителями можно только приветствовать, и я искренне не вижу причин этот факт скрывать.

Короче говоря, общение преподавателей общественных наук с полицией безопасности не видится мне экстраординарным событием. Другое дело, если б перед эстонскими учителями решил выступить, к примеру, представитель ФБР, ФСБ или Моссада.

Хотя с допуском на первую лекцию все-таки явно перемудрили. Я могу лишь догадываться, из каких принципов исходил тот, кто вдруг вычеркнул конкретного человека из списка желающих расширить свои познания в названной области. Если верить тем, кто стали участниками первого семинара, принципиально лекции друг от друга ничем не отличались.

Для особо любопытствующих сообщу, что документы у нас на самом деле проверяли, но лишь в случае посещения Куперьяновского батальона и училища — согласитесь, что ни в действующей части, ни в военном училище устраивать режим проходного двора все-таки не стоит. И дело тут не столько в секретах, сколько в специфике работы названных объектов.

Если же говорить о том, что такого секретного узнали участники семинара "НАТО-Эстония", то разочарую тех, кто увидел в курсах преподавателей ни много ни мало ”тайную вечерню” (именно ”вечерНей” назвал семинар учителей в КаПо Дмитрий Линтер, отметившийся в социальной сети, как всегда, гневным и обличительным памфлетом). Не было ни инструктажа, ни настойчивых рекомендаций. Это больше напоминало диалог самых разных специалистов в области обороны государства со специалистами в области образования. К последним автор причисляет и себя.

Поделиться
Комментарии