”В Крыму не работают российские мобильные операторы
Несмотря на утверждения российских чиновников об ”интеграции” Крыма, в действительности он остается экономически изолированным. За два года на полуостров так и не пришли известные российские торговые сети — они опасаются попасть под санкции своих мировых поставщиков.
При аннексии чиновники обещали превратить Крым в ”Силиконовую долину”. Однако такие российские госкорпорации, как Росатом, Роснано и другие, до сих пор не появились в Крыму — они гораздо более дорожат своими международными связями.
То же касается и банковской системы. Парадокс состоит в том, что ”при Украине” в Крыму свободно работали филиалы многих российских банков — например, украинский филиал Сбербанка. А сегодня, в ”российском” Крыму нет ни одного сбербанковского банкомата — этот банк, как и остальные, также понимает, что их открытие будет означать наложение международных санкций и разрыв отношений с западными партнерами. Президент ВТБ Андрей Костин вообще назвал вход в Крым ”гибельным” для банка.
Сегодня в Крыму не действуют международные банковские карты Visa и MasterCard. Хотя их можно обналичить неофициально, но это рискованно и дорого — за каждую операцию снятия наличных придется заплатить посреднику до 15% от суммы.
В Крыму не работают российские мобильные операторы. Для МТС, Мегафона, Билайна Крым остается в международном роуминге. Там даже нет ”Почты России” — есть ”Крымпочта”. Также в Крыму нет РЖД — есть ”Крымские железные дороги”.
В связи с санкциями компания Apple лишила всех крымских пользователей iPhone и iPad возможности скачивать приложения — как платные, так и бесплатные. Для этого им теперь приходится фиктивно регистрироваться в других регионах. Официальных точек продаж продукции Apple (как и других известных мировых брендов) в Крыму нет.
Установившаяся за два года аннексии модель — всю зарубежную электронику в Крым привозят из российских регионов и реализуют здесь полуофициальные дилеры. То же касается автомобилей, инструментов и другой техники известных мировых производителей. Хотя выезд на купленном в Крыму ”мерседесе” на территорию Украины или стран ЕС может быть чреват для владельца немалым штрафом, вплоть до изъятия машины.
Севастопольский журналист Андрей Васильев утверждает: ”Теоретически в Крыму можно купить все. Другое дело, что цены оказываются даже дороже, чем в российских столицах. Любые коммерческие контакты европейских поставщиков с Крымом осуществляются, как правило, через сомнительные фирмы-посредники, регистрируемые где-то в третьих странах — например, в Белоруссии”.
Нормальный цивилизованный бизнес в такой ситуации практически невозможен. Конечно, коррупция в Крыму существовала и ”при Украине”, но ”при России” вышла на неизмеримо более высокий уровень. Главными выгодополучателями от аннексии оказались чиновники, военные, а также немалая (около 15% населения полуострова) прослойка пенсионеров советских и российских силовых структур (МО, МВД, КГБ). Именно они были самыми активными сторонниками ”возвращения Крыма в Россию”, и их доходы действительно выросли за последние два года. Чего никак нельзя сказать, например, о крымском сельском хозяйстве, которое страдает от международных санкций (невозможность закупок импортной техники, экспорта продукции и т.д.)
Но чиновники, военные и пенсионеры ничего не производят — они живут за счет бюджета. Поэтому и весь нынешний Крым может существовать лишь за счет дотаций. Общий объем финансирования Крыма в 2015-2020 гг. определен в размере 736,6 миллиардов рублей (10 миллиардов евро).
”Мосты через Керченский пролив в истории уже были — но судьба их оказывалась печальной
При этом крупнейшие крымские предприятия перераспределяются по откровенно коррупционным схемам. Так, в августе 2016 года владельцем международного аэропорта ”Симферополь” стал Юрий Ковальчук — президент банка ”Россия” и друг Путина еще с 1990-х годов. Правда, от ”международного” в этом аэропорту осталось лишь название — никакие рейсы из-за рубежа в аннексированный Крым не летают.
Имперский мост
Имперским политикам свойственно думать в первую очередь об экспансии, и лишь затем просчитывать ее экономические последствия. С Крымом получилось именно так — аннексировав его у Украины, российские власти обнаружили, что никаких сухопутных контактов с захваченным полуостровом у них нет. А Украина, естественно, отказалась пропускать российские транзитные грузы через Перекоп.
Снабжение Крыма и вообще его доступность оказались под угрозой. В Крым из Москвы конечно летают самолеты — но теперь они вынуждены лететь не напрямую, как раньше, а огибать территорию Украины и заходить на посадку со стороны Керчи, что увеличило летное время на 1 — 1,5 часа. Кроме того, авиадоставка грузов оказалась слишком дорогой, а паромная переправа Керчь-Тамань — слишком маломощной и к тому же устаревшей. Поэтому уже в 2014 году было принято решение построить автомобильный и железнодорожный мост через Керченский пролив. По проекту, его длина будет 19 км, и он должен быть построен в 2018 году.
Примечательно, что строить мост было поручено компании ”Стройгазмонтаж”, которая принадлежит миллиардеру Аркадию Ротенбергу — также личному другу Путина еще со времен его работы в мэрии Санкт-Петербурга.
Интересно вспомнить, что мосты через Керченский пролив в истории уже были — но судьба их оказывалась печальной. В 1943 году немецкие войска построили здесь понтонный мост — но его быстро смыло течением. В 1944 году советские строители возвели временный железнодорожный мост — но уже через год ледоход разрушил его опоры.
Сильные течения между Азовским и Черным морями здесь круглый год, весной по проливу плывут огромные льдины, кроме того — дно пролива представляет собой сплошной ил глубиной до 60 метров. Казалось бы, сама природа выступает против строительства этого моста, оставив полуострову единственную и естественную связь с материком — Перекопский перешеек.
Но империи свойственно игнорировать природу и не считать денег. На строительство Керченского моста Кремль выделил 228 миллиардов рублей (более 3 миллиардов евро). На эти средства можно было бы отремонтировать множество дорог в самой России, которые сегодня находятся в ужасном состоянии. Однако логика имперской экспансии важнее экономического развития собственной страны…
Легальное (но невероятное) решение
Очевидно, что международное сообщество не смирится с аннексией Крыма. Потому что если признать ее законной, она может стать триггером новой волны мировых территориальных переделов. С другой стороны, Россия также вряд ли добровольно вернет Крым Украине.
Кроме того, если представить себе это буквальное возвращение, оно наверняка будет чревато гражданскими столкновениями, которых удалось избежать даже в момент аннексии. Конфликт между вернувшейся украинской властью и крымчанами, которых плотно накачивали российской пропагандой, представляется неизбежным.
Но если посмотреть на проблему в другом ракурсе, можно поставить вопрос так: А нужен ли Крым с его пророссийским населением самой Украине? Украина сегодня осуществляет проевропейские реформы, а крымские избиратели их бы только тормозили, предпочитая ориентироваться на Россию. Показательно, что даже на референдуме о независимости Украины 1991 года наименьшее число голосов ”за” было получено именно в Крыму.
В этой ситуации есть лишь одно цивилизованное решение, которое подсказывает экономика. Если России так важно обладание Крымом — она должна выкупить его у Украины. Может быть, за счет многолетних, или вообще бессрочных, бесплатных поставок энергоресурсов.
Такой договор сразу бы нормализовал всю атмосферу российско-украинских отношений. И Украина бы тогда совсем не возражала против транзитного сообщения России с Крымом по своей территории. При этом в соглашении необходимо четко прописать автономные права крымскотатарского народа, представители которого сегодня вновь подвергаются репрессиям.
Исторический опыт таких договоров есть. Когда-то Россия точно так же продала Аляску Соединенным Штатам, и окружающий мир принял это как вполне законное решение. Точно так же и покупка Крыма Россией способна легализовать ее суверенитет над полуостровом в глазах мирового сообщества и способствовать снятию международных санкций.
Но увы — такое решение сегодня выглядит совершенно невероятным. В Кремле доминирует агрессивное имперское сознание, нацеленное на самоцельную экспансию и отвергающее экономическую логику. Однако игнорирование экономических законов кончается печально. Когда-то СССР тоже надеялся на нефтедоллары, но рухнул от непомерных военных расходов.