В прошлый четверг, 28 августа, президент Украины Петр Порошенко взбудоражил мировую общественность заявлением о вторжении российских войск на территорию его страны. Вечером того же дня на экстренное заседание собрался Совет безопасности ООН, в рамках которого ряд западных стран, к примеру, Великобритания и США объявили о наличии безоговорочных доказательств, свидетельствующих об агрессии России.

В тот же день со ссылкой на слова главы государства и ”Украинскую правду” МИД Украины опубликовал англоязычное сообщение в социальной сети Facebook, озаглавленное ”Российские войска вторгаются в Украину”.

Украинская журналистка Ольга Бондаренко обратила внимание, что информация официального источника была некорректно проиллюстрирована фотографиями, на которых были изображены танк Т-72Б и БТР-82АМ. Снимок бронетранспортера использовался изданием ”Оружие России” в 2013 году, а фотографию танка удалось найти на "Википедии" — согласно описанию, она была сделана в Южной Осетии в 2008 году.

"Доказательств нет, но мы уверены"

Заявление о российском вторжении было подкреплено словами журналиста The New York Times Эндрю Крэмера, якобы заявившего о российских танках, замеченных в приграничном городе Новоазовск. На самом деле, в оригинальной статье ”Украина заявляет о вторжении России на новом фронте” от 27 августа, написанной в соавторстве с журналистом из вашингтонского бюро издания Майклом Гордоном, корреспондент такого заявления не делал.

Крэмер ссылался на официальные источники: к примеру, на спикера СНБО Украины Андрея Лысенко и пресс-секретаря Госдепа США Джениффер Псаки. Помимо этого он совершенно однозначно писал, один из его источников, сержант Винницкой бригады Алексей Панко признался, что у него нет никаких доказательств, но он уверен, что в Новоазовск вошли российские войска.

”В Новоазовске, как минимум, среди отступавших украинцев не было никаких сомнений, что нападавшие были из России”, — писали Гордон и Крэмер. Неверную интерпретацию контекста статьи, на которую, похоже, сослался МИД Украины, привела ”Украинская правда”.

В том же материале указаны слова командира 5-й спецроты ”Донецк” батальона ”Днепр-1” Владимира Шилова: он сообщил о российских танках в Новоазовске в эфире ”5 канала” 28 августа. На вопрос ведущей, откуда он располагает такими сведениями, Шилов ответил: ”Я говорю правду”. Через несколько секунд он добавил, что его информировал находившийся на блок-посту под Мариуполем (то есть примерно в 40 километрах от Новоазовска) боец его подразделения.

В тот же день о появлении ”зеленых человечков” в Новоазовске ”5 каналу” заявил народный депутат от партии ”Удар” Егор Фирсов. При этом он указал, что в Мариуполе нет объективных СМИ и других источников информации, поэтому ”люди руководствуются слухами”.

Также стоит отметить, что как президент Украины Петр Порошенко в своем заявлении от 28 августа, так и спикер СНБО днем ранее, 27 августа, говорили о ”фактическом” участии в боевых действиях российских вооруженных сил под Амвросиевкой, более чем семидесяти километрах от Новоазовска.

Вполне логично предположить, что глава Украины решил сделать заявление на основании сведений СНБО, которые, правда, опираются на неясный источник информации. Надо напомнить, что 15 августа Порошенко рассказал о частично разбитой украинской артиллерией колонне российской бронетехники в Луганской области. СНБО, наиболее вероятный источник этой информации, до сих пор не предоставил ни точных координат, по которым работала артиллерия, ни даже ближайшего населенного пункта. 

Более того, Лысенко сообщал о пересечении границы у села Щербак (примерно в 10 км от Новоазовска) российскими танками и БТР-ами под ”флагами донецких сепаратистов” еще 25 августа. Впрочем, на следующий день эту информацию Лысенко опроверг.

Спутниковые снимки, которые, как считают в НАТО, доказывают передвижения российской бронетехники на территории Украины, сделаны в промежутке с 19 по 21 августа. Почему альянс опубликовал их уже после заявления Порошенко от 28 августа и как были идентифицирована техника, к сожалению, не сообщается. К слову, от окрестностей Суходольска, где, похоже, спутник запечатлел колонну до Новоазовска, чуть меньше 200 километров.


Местность на снимке, опубликованном Financial Times, похожа на местность западнее населенного пункта Суходольск на Украине. На спутниковой фотографии "север" находится внизу, а не вверху. Сравнить изображение с другими снимками местности можно здесь.

Несомненно, в контексте свежих могил российских военнослужащих под Выбутово, ”заблудившихся” десантниках, отсутствия сведений о местонахождении ряда костромских и ульяновских вэдэвешников, появившихся фото- и видеосвидетельств эксплуатации мятежниками танков Т-72 (включая Т-72Б образца 1989 и, предположительно, новейших Т-72Б3 — которых не должно быть в распоряжении у Украины), как кажется, не может быть сомнений в том, что Россия ведет не объявленную войну с соседом.

Т-72Б в Макеевке, восток Украины. 23 августа 2014.
Захваченный правительственными войсками Т-72Б3. 28 августа 2014.

О разоблачениях через манипуляции

Однако путаница в датах, географических привязок, сведений о событиях, которые одновременно подтверждались бы разными источниками (в том числе ООН и ОБСЕ), а не только словами спикера СНБО, не повышают доверия и к заявлениям Киева и способствуют появлению целого ряда вопросов, на которые власти Украины ответы давать не спешат. Впрочем, как и власти РФ. Также зачастую складывается впечатление, что ряд западных стран руководствуются информацией, распространяемой официальными властями страны, которые периодически дополняются ”спутниковыми снимками НАТО”.

То, что Россия может вести войну против соседа чужими руками, посылать инструкторов и войска на Украину, конечно, возможно. Если же это правда, официальные власти Украины, в своих же интересах, стремящиеся вывести ”путинскую Россию” на чистую воду, не должны прибегать к манипуляциям и предоставлять общественности информацию, подлежащую контролю и проверке.

На примере сообщения МИД Украины в Facebook об этом говорить вряд ли приходится: разные источники информации "сжимаются" чуть ли не до одного единственного — СНБО, а его надежность проверить не представляется возможным, поскольку неясно, на чем основаны выводы совета. Министерство прибегло к откровенной манипуляции со снимками и сослалось на прессу, хотя должно быть наоборот — это СМИ должны ссылаться на официальные и/или дипломатические источники.

Хуже всего, что вне зависимости от дыр в логике и доказательной базе, громкие заявления работают. Удобные теории по ходу появления опровержений корректируются. К примеру, если корреспонденты CNN не находят признаков присутствия российских танков в Новоазовске, а наблюдатели ОБСЕ выдвигаются в населенный пункт, можно заявить, к примеру, что ”российские военные провели замену новой техники на старуху”, чтобы скрыть свое присутствие. Такие оправдания ничем не лучше критикуемых опровержений Москвы, заявляющей о ”фантазиях Киева о вторжении”.

Войну заказывали?

Даже если Украина была права относительно ввода российских войск, страшно, что такие ”вбросы” приводят к настоящим последствиям, экстренное заседание Совбеза ООН гораздо реальнее доказательств ввода или отсутствия русских танков на Украине. То что происходит сейчас, очень хорошо вписывается в принцип, озвученный американскими социологами Уильямом Исааком Томасом и Дороти Свэйн Томас: ”То, что мы считаем реальным, реально в своих последствиях”.

Иными словами, если мы безоговорочно верим ”в войну Мира демократии и России” или "в войну Святой Руси против империалистов", разбегаемся по разные стороны баррикад, война диванных экспертов, в худшем случае, может стать реальной и кровавой — что не понравится никому, даже ярым сторонникам ”партии войны”. Журналисты и власть, чьи бы они ни были, не должны манипулировать и врать. Чтобы этого не происходило обыватель должен быть наделен особой ответственностью: всегда сомневаться и спрашивать, тем самым позволяя играть на наших чувствах. В противном случае мы обрекаем себя на смертельную опасность и можем пожалеть о том, что чего-то не знали.

Послесловие

Поведение российских властей, избегающих комментариев о гибели военнослужащих и передвижению техники также не вселяет доверия. К примеру, на видео, загруженном на YouTube 29 августа, запечатлена переброска российской бронетехники. При этом на одном из БМП и танке Т-72 присутствует надпись "За Донбасс". Попавшие в кадр магазин торговой сети "Магнит", кафе-бар "Ода" и автомойка позволяют определить место съемки — улицу Буденного в Старой Станице (Ростовская область РФ).

Несомненно, само по себе видео не является стопроцентным доказательством переброски российских танков на Украину: речь может идти о "юморе" российских военных. Тем не менее, учитывая появление аналогичных машин у мятежников во второй половине августа и другие тревожные сообщения, все это выглядит крайне подозрительно. Не удивлюсь, если руководству России придется в последствии признать: "Да, наши солдаты там были, но чтобы препятствовать кровопролитию".

Не позволяйте себя обманывать.

Т-72Б с надписью "За Донбасс"
Za Donbass
Поделиться
Комментарии