По мере угасания протестной волны заявили о себе и "потерпевшие". Забавно было смотреть, как синхронно Кейт Пентус-Розиманнус в "Актуальной камере", Вяйно Линде на "Форуме" ЭТВ и Андрус Ансип в один и тот же день сделали одно и то же: слегка посыпали голову пеплом. Днем позже премьер "искупил свой грех" еще тем, что извинился публично, т.е. проблем с дисциплиной у этой партии нет. Такова эмоциональная сторона дела.

Рациональная же связана с неожиданной идеей соцдемов о досрочных парламентских выборах. Посильное участие приняли они и в рождении "Хартии 12", так что писатель Михкель Мутть не зря заметил, что "хартия отражает взгляд соцдемов". Правда, проведение внеочередных парламентских выборов сейчас вряд ли реально, поэтому план соцдемов скорее в том, чтобы каким-то образом вернуться в правящую коалицию, куда они входили до весны 2009 года, да и раньше дважды были участниками тройственной коалиции (1992-1994 и 1999-2002). Мысль о коалиции соцдемов с центристами кажется чересчур смелой, особенно с учетом нарастания усилий последних по дискредитации возможных партнеров.

Генеалогия кризиса

Сравнение "Хартии 12" с "Хартией 77" столь же неуместно, как и сравнение нынешней демократии в Эстонии с демократией советского образца. По сути "Хартия 12" ближе письму 26 обществоведов о двух Эстониях (2001) и событиям Бронзовой ночи (2007), а объединяет их то, что в обществе накопился ворох проблем, которым власти не уделяют должного внимания.

Если в 2001 году причиной раздражения стал рост разницы в доходах населения (коэффициент Джини составлял 36; в 2010 году – 31,3, в ЕС – 30,5, в еврозоне – 30,2), а в 2007 году накопившееся с годами недовольство русскоязычного населения, то сейчас вина правящей коалиции в том, что она засиделась у власти, отчего у нее возник комплекс психических расстройств (синдром заносчивости).

Доля истины тут есть, только это не значит, что в Эстонии исчерпала себя парламентская система или зашла в тупик социально-экономическая политика. Подоплеку недовольства людей политиками метко раскрыл социолог Юхан Кивиряхк: среди лично знакомых ему политиков подлецов вроде бы нет, а вот среди остальных...

В чем-то Эстония действительно стоит сейчас на перепутье, но не в том смысле, что пошла "не тем путем", а в том, что вышла на развилку. Выбор не так уж мал. Можно остановиться и начать спорить, куда идти дальше, что сейчас и происходит. Можно сказать: мы же в Евросоюзе, так чего еще дергаться? Можно осмотреться и прикинуть, примеру какой страны последовать. Но можно также оглянуться и оценить, какой оказалась плата за избавление от советского наследия. Неужели погоня за богатством и есть главный смысл человеческой жизни? Неужели население Эстонии разбежится? Неужели членство в ЕС освобождает нас от обязанности заботиться о самих себе? Неужели демократию придумали лишь для манипулирования общественным мнением? Если это так, то кризис той или иной глубины присущ ей имманентно, и с этим надо просто считаться.

Откуда дует ветер

На удивление дружно выступили с критикой "Хартии 12" наиболее сердитые активисты русскоязычной общины: "Детский лепет", "Смешной SOS в мертвом море", "Буря в национал-патриотическом стакане воды", "Свисток, через который из котла выпускается пар", "Эстония во мгле", "Эстония во лжи" и т.д.

Насчет детского лепета можно согласиться с Сергеем Середенко, но ведь и адресован он был тем, кого как раз такой лепет и заводит. Главный упрек критиков хартии в том, что в ней не упомянут "русский вопрос", к чему добавилась обида, что среди участников обсуждения сложившейся ситуации, инициированного президентом, не было ни одного русскоязычного.

На это обратила внимание и главред "ДД" Евгения Гаранжа, по мнению которой достойных лидеров в русскоязычной среде хватает, беда лишь в том, что их либо не приглашают, либо они сами не рвутся туда. Тут, как говорится, собака и зарыта: к сожалению, доминирует умело навязанное мнение, будто для участия русскоязычных в чем-либо непременно требуется особое приглашение со стороны эстонцев (см. притчу Кафки "Врата Закона"). Правда, в последнее время тут появилась брешь, о чем говорит хотя бы избрание Евгения Осиновского вице-председателем СДПЭ, но все равно мнение это по-прежнему живуче.

В то же время обнадеживает, что свежая мысль не дремлет и в других странах. Раз уж такая для Эстонии персона нон-грата, как Модест Колеров, призывает российский МИД работать не с "профессиональными соотечественниками", а с теми, кто из поколения в поколение двуязычно живут «на два дома» (преданы обеим своим родинам, как отцу и матери, хотя те порой и ругаются между собой), то и там, похоже, начинают догадываться, что мирное сосуществование двух наших стран по-своему выгодно и России.

Оригинал статьи был опубликован в еженедельнике "МК-Эстония".

Поделиться
Комментарии