В современном обществе средство информации выполняет роль посредника между обществом и государством, и это всегда вопрос компромисса, то есть того, чьи интересы учитываются приоритетно.

Если средства в большинстве своем приоритетно учитывают интересы государства, то есть выступают в качестве некой ”четвертой власти”, то само государство характеризуется как тоталитарное. Если средства сохраняют баланс интересов, то речь идет о либеральном способе организации государства. Если средства находятся в тотальной оппозиции, то налицо революционная ситуация и государству скоро наступит кирдык.

Понятный пример. Сборник Riigiteataja как средство информации обслуживает исключительно государство. При этом информация, которую распространяет Riigiteataja, имеет относительно нейтральный характер, что лучше всего характеризует Эстонию как государство либерально-национальное.

На другом конце шкалы средства, которые характеризуются относительно бесконтрольным потоком распространяемой информации. Относительно — потому, что на входе стоят фильтры, отсекающие все, что не укладывается в компромисс между хозяином средства и государством. И совсем необязательно, чтобы компромисс был закреплен в виде формального договора — каждый издатель (хозяин) знает предел своих возможностей.

Ближе всего к понятию ”четвертая власть” стоит компания ERR, обслуживающая преимущественно государственные интересы, но даже она не может претендовать на полноценное соучастие во власти в качестве ”четвертого элемента”.

Итак, средство массовой информации — это инструмент доставки информации от производителя к потребителю, в идеале — средство взаимовыгодного обмена полезной информацией между обществом и государством.

Содержание и верстка контента, как правило, очень точно раскрывают содержание компромисса. Прежде всего, это касается собственно информации. Если рассматривать информационное поле Эстонии, то практически все крупные средства тщательно фильтруют информационный поток, но при этом информации столько, что создается иллюзия спонтанности и неконтролируемости потока (потоков).

Информация — это тоже ресурс. В конечном итоге государство определяет количество и качество поставляемой потребителю информации. Фокус в том, что аудитория вне зависимости от количества информации способна воспринять крайне ограниченное ее количество. Как бы из неконтролируемого потока в общественном сознании оседает только та информация, которая в той или иной форме намеренно повторяется раз за разом.

Заметим попутно, что потребление информации — восприятие, осмысление, анализ и запоминание — это тяжелый и крайне утомительный интеллектуальный труд. Сегодня осмысление и анализ подменяются зачастую скандально-информативным заголовком: прочел заголовок и все понял. Отсюда еще одна проблема: трансформация неудобных новостей в удобную информацию.

Я считаю, что в эстонском информационном пространстве собственно новостей практически нет. В любом случае информация в отличие от новостей менее опасна, поэтому в процессе формирования массовых коммуникативных намерений предпочтение отдается ей.

Итак, сегодня речь идет о создании телеканала на русском языке. Поскольку он предполагает целевую аудиторию, то первый вопрос, который меня интересует: кому адресован канал? Правопреемным и натурализованным гражданам Эстонии или гражданам России тоже? А что лица без гражданства? Каков возрастной критерий целевой аудитории — от роддома и до кладбища? Если диапазон так широк, то кто будет определять, а, главное, создавать контент для детей, молодежи, людей среднего возраста, стариков?

ERR ищет молодых и талантливых русских журналистов, а откуда им взяться, если нет полигона? Русскоязычных журналистов в возрасте, способных грамотно излагать свои мысли, можно пересчитать по пальцам одной руки, но и они в своих средствах, по воле хозяев, подобны флюсу.

Сомнений и вопросов больше, чем ответов.

Поделиться
Комментарии