Жители Нарвы осознают свой выбор, потому что многие часто посещают Ивангород или их близкие и знакомые путешествуют в Россию. А Ивангород — это вам не Петербург. Ивангород — это маленькая провинция, которая живет на нарвские деньги и на доходы от контрабанды.

Все будет хорошо до тех пор, пока на нашей территории нет российских военных или они не размещены у границы так, что с левого берега видно пушечные дула. Если российские военные придут сюда, это прямо или опосредованно повлияет на настроения людей, по меньшей мере, пожилых. Напоминаю, что так было и в Крыму. Более ранние опросы подтверждали, что крымчане предпочитают Украину.

На прошлой неделе один пожилой местный господин на встрече с комиссией Рийгикогу по иностранным делам сказал, что мы русские сжали зубы и терпим, но когда военные придут сюда, мы вам еще покажем. Его слова касались политики образования Эстонии, которая является одной из самых дружелюбных в Европе по отношению к языковому меньшинству.

За несколько дней до этого министр иностранных дел Урмас Паэт сорвал аплодисменты, когда сказал, что Ида-Вирумаа — не Крым, таких вещей здесь произойти не может. Люди на встрече с одним из самых любимых в Нарве эстонских политиков были точно за Эстонию. Тогда Нарву посетили 12 европейских министров иностранных дел, Европа ощущалась прямо здесь.

Таким образом, обе возможные позиции высказаны. Теперь остается ожидать лучшего или, вернее, чуда, чтобы ситуация в Крыму разрешилась. Но у людей появились сомнения. Одна моя коллега обсуждала, стоит ли вкладывать тысячи евро в расположенное в Эстонии жилище, безопасно ли здесь. Я сжимаю зубы и смотрю вдаль. Я не знаю.

Ясно одно: нарвитяне не отличаются от других проживающих в Эстонии русских, местные жители не являются особенно плохими или особенно хорошими русскими, они просто имеют собственное мнение. В Эстонии именно потому и хорошо жить, что свое мнение можно свободно высказывать. И его выслушивают высокопоставленные политики, которые прекрасно понимают, насколько важен этот город для Эстонии.

Пару дней назад в Таллинне состоялась демонстрация в поддержку Крыма. Если бы эта демонстрация прошла в Нарве, она имела бы совершенно иное значение. Как для тех, кто в Эстонии, так и для тех, кто за границей. Мы, местные эстонцы, сказали бы: ”Помогите, снова эта Нарва. Я всегда говорил…”. Другая позиция зависит от конкретного человека. Нарва для нас — русский город в Эстонии, которым она и является. Из-за границы Нарва для Европы является проблемой Эстонии. Это подтверждается возросшим интересом к Нарве со стороны западной прессы. Знаю об этом, потому что журналисты в Нарве ищут переводчиков и проводят интервью.

Сейчас в Нарве спокойно, и я нахожусь на стороне тех нарвитян, которые просят оставить их в покое и не подозревать постоянно. ”Мы совершенно нормальные люди, мы не обязаны любить Путина, но мы верим тому, что говорит российское телевидение, потому что для нас это основной источник информации”. Прошу прощения, но эстонские СМИ вообще никак не влияют на жителей Нарвы. За исключением Радио 4, которому принадлежит монополия. Как до живущих в Эстонии, — особенно, в Нарве и Таллинне, русских донести альтернативную российской позицию, — вопрос на миллион евро. По части информационной войны Россия — деятель мирового уровня, а мы еще в ползунках.

Поскольку в информационной войне мы участвовать не можем, остается только спокойно жить и подтверждать ежедневной деятельностью, что Крым от нас далеко. Хотя никто из нас в это больше и не верит.

Символические даты эстонских русских еще впереди — день памяти переноса Бронзового солдата и 9 мая. Дорогие друзья, давайте оставим наших соотечественников в эти дни в покое, не будем обращать особого внимания на это и не будем ударяться в панику. Давайте хотя бы умерим свой пыл и не пойдем проверять, как они там отмечают. Именно сейчас нужно постараться во имя единой и безопасной Эстонии.

И когда эти смутные времена пройдут — я все-таки надеюсь, что это случится, - давайте не будем забывать, что у Эстонии есть граница, и там находится один наш город. Он носит имя Нарва. Происходящее в этом городе влияет и на Рыуге, и на Кабли, и на полуостров Кыпу.

Поделиться
Комментарии