В популярных фильмах, возьмем, к примеру, ″Звездные войны″, есть такой сценарный ход — в трудные минуты юный герой призывает на помощь духов своих уже ушедших в мир иной наставников. Духи спускаются с небес и дают мудрый совет. Люк Скайуокер слышит голос Оби Вана Кеноби и расправляется с силами зла.

Керсти Кальюлайд около полутора лет на посту президента, а значит в политическом мире она все еще ученик, который опирается на авторитет учителей: Константина Пятcа, Яана Тыниссона, Леннарта Мери и других. Но этот ученик уже встаёт в один ряд с учителями.

"У нас тихо и незаметно пробивается такой национальный шовинизм, как в царской России, от которого мы сами много страдали, являясь национальным меньшинством в России″, — цитирует Керсти Кальюлайд первого президента Эстонии. И осуждает национализм.

″Цель Эстонии — всегда являться достойным государством, но что означает достойное государство? — задается вопросом президент. И отвечает сама себе словами государственного старосты Тыниссона: ″Государство — это мы сами. Если мы чего-то требуем от государства, значит, мы требуем от самих себя″.

Сквозь речь президента пробиваются ростки — нет, не страха, но некоторой опаски. ″Сохранение мыслящего человека, причем мыслящего именно по-эстонски, — вызов века для образования и науки Эстонии″, — говорит госпожа Кальюлайд. Это очень тонкая грань: с одной стороны, в век глобализации, чтобы успеть за новыми технологиями, нужно быть открытым, получать информацию на любом языке. С другой — по численности населения Эстония не входит в число 150 в мире. А любому столь немногочисленному народу приходится постоянно помнить о том, насколько он мал.

К счастью, президент может говорить об этом абсолютно открыто. И в новогоднем интервью телеканалу ETV+ Керсти Кальюлайд признавалась, например, в том, что очень любит русскую литературу и в частности Достоевского, потому что в Эстонии не было создано ничего подобного. Можно осознавать принадлежность к не самой многочисленной нации и не испытывать по этому поводу комплексов. Больших наций с ракетами, танками и рефреном ″можем повторить″ это, впрочем, тоже касается.

″Единственное по-настоящему возобновляемое природное богатство находится у нас в голове″, — говорит президент Кальюлайд. Булгаковский профессор Преображенский не руководил Эстонией, и в юбилейную речь президента его цитата не попала. Но он знал, что в головах (а не в клозетах) бывает ещё и разруха. Столетний юбилей — отличный повод, чтобы задуматься, как этой разрухи избежать.

Вообще 100 лет — очень уместная дата, чтобы подводить итоги. Обобщить весь накопленный предшественниками опыт. Оглянуться. Осмыслить. Но не останавливаться. И главное, не повторять их ошибок. Потому что каждый из мудрых наставников нынешнего президента был человеком.

Все знают фразу великого Цицерона: ″Человеку свойственно ошибаться″. Но мало кто помнит продолжение: ″Но глупо упорствовать в своих ошибках″. Главная ошибка мудрых предшественников Керсти Кальюлайд заключена в обложку серого цвета с надписью Välismaalase pass. И меня по-настоящему огорчает, что этот серый цвет Эстония берет с собой в своё второе столетие.

Поделиться
Комментарии