Средняя разница в зарплатах по Евросоюзу составляет 16%, что в свою очередь означает, что Эстония по-прежнему лидирует в далеко не самом престижном рейтинге. Немаловажным является и тот факт, что последние годы Совет ЕС настоятельно рекомендовал Эстонии заняться сокращением разницы в зарплатах. Иными словами — заняться сокращением неравенства между мужчинами и женщинами. Такой совет для страны-союзницы на деле означает призыв к действию.

В программе действий правительства на 2016-2019 года указано, что ”для сокращения разницы в зарплатах Трудовой инспекции будут даны полномочия по осуществлению надзора над выплатой работодателем зарплат и компенсаций женщинам и мужчинам за равноценную работу”. В сентябре депутатам Рийгикогу представят компромиссное решение, которое обяжет выплачивать ”равную зарплату за равноценный труд” в первую очередь государственный сектор.

Что же значит равноценный труд? На этот вопрос в законопроекте есть конкретный ответ: ”Труд считается равноценным, если его можно оценить как равноценный по следующим критериям: сложность, ответственность, условия труда и достигнутый результат”. Вот так и можно будет сравнить труд, например, автослесаря и соцработника по уходу за пожилыми людьми.

Государство и предприятия с государственным участием должны стать примером для частного сектора. Пока, кстати, оба сектора не без греха — и там, и там оплата труда женщин и мужчин различается на 22% в пользу последних. Я считаю, что закон должен быть универсальным. В то же время стоит похвалить правительство — лучше сделать один шаг вперед, чем вообще стоять на месте.

Пару слов о самом законопроекте. В Законе о гендерном равноправии появится поправка, которая, на первый взгляд, добавит бюрократии, так как нужно будет собирать различные данные. На самом деле, никакой бюрократии не будет — Министерство социальных дел разработало специальный дигитальный инструмент, который поможет проводить мониторинг данных различных баз. Прежде всего, речь идет о Налоговом департаменте и Департаменте статистики.

Ознакомившись с данными, работодатель узнает, какова же реальная ситуация в его организации. Если мониторинг выявит неравное обращение, тогда необходимо будет провести аудит зарплат. Здесь есть одно ”но”. Если у работодателя из государственного сектора меньше 10 работников, то от него нельзя требовать проводить анализ данных о заработной плате мужчин и женщин. Лично я надеюсь, что такой спидометр зарплат, стартующий вскоре в государственном секторе, завоюет популярность и в частных компаниях.

Приближающиеся парламентские дебаты на тему разницы в зарплатах наверняка будут конструктивными. Мы слишком долго терпели издевательские и унизительные суждения на тему гендерного равноправия. Настало время перевернуть страницу и подумать, что мы можем сделать, чтобы сократить неравенство. Разница в зарплатах — это история про неравенство из-за пола. И Конституция, и Закон о гендерном равноправии запрещают это.

Поправки, которые вскоре будут обсуждаться в Рийгикогу, должны будут повлиять на разницу в зарплатах в Эстонии. По некоторым данным, к 2026 году гендерная разница в зарплатах в государственном секторе составит 18,8%. Это много или мало? Стакан на половину полон или пуст? А давайте вспомним, какие цифры сегодня в Евросоюзе?…

Поделиться
Комментарии