Обстоятельство, не принимаемое в расчет


"Сон разума порождает чудовищ" гласит испанская поговорка. У нее много интерпретаций, но для нас актуальной интерпретацией является наиболее из них прямолинейная: когда разум спит, на свет появляются чудовища.

Похоже, что коллективный разум эстонского народа погружен в сон, близкий к обмороку. "Нравится — не нравится, спи, моя красавица", — нашептывает на ухо народу детскую страшилку маньяк с законодательной инициативой.

Казалось бы, какое наше собачье дело до того, какое государство строит себе народ-господин? А дело наше такое, что живем мы тут, налоги платим, и право имеем знать, во благо ли их используют. Есть еще одно обстоятельство, которое обыкновенно в расчет не принимается: двойственное положение эстонского народа. Это для инородцев он — господин, а для государства он раб рабов. Его удел пожизненно служить государству, которое хранит для него язык и культуру, потому что самостоятельно он ничего сохранить не может.

Удел народа быть вечно под подозрением у государства.

Законодательные инициативы

На прошлой неделе правительство Эстонской республики одобрило законопроект, ужесточающий наказания за преступления, направленные против Эстонского государства, но эстонское общество сей факт не взволновал. Знаете почему? Потому что оно твердо уверено в том, что пресловутый "Пакет законов бронзовой ночи" направлен исключительно против лиц без гражданства и натурализованных инородцев. Дайте срок, и мы еще услышим широкий общественный "одобрям-с" в духе тридцать седьмого года! Что-нибудь вроде: "Инородцев — на луну!"

"Как так называемые "бронзовые ночи", так и так называемый случай с Симмами ясно показывают, что атаки на самостоятельность и независимость Эстонии — реальность. — Поясняет законопроект Кен-Марти Вахер. — Вместе с Урмасом Рейнсалу я поддерживаю точку зрения, что мы должны лучше защищать свое государство, а законы необходимо исправлять".

Наш две тысячи девятый год начался с того, что в Рийгикогу поступил проект закона, который позволяет правительству в обход президента (главнокомандующего!) использовать Силы обороны, включая Kaitseliit, для подавления внутренних беспорядков. Правящая коалиция не скрывает, что переподчинение Сил обороны призвано исключить в будущем события, подобные "бронзовым беспорядкам" 2007 года. Смолчал даже наш находчивый президент, потому что переподчинение Сил обороны правительству снимает с него и должностную и моральную ответственность перед эстонским народом.

Вот еще свежий пример законодательной инициативы. Проект закона о внесении изменений в Пенитенциарный кодекс (322 SE), внесенный на рассмотрение Рийгикогу по предложению правовой комиссии, передан на третье чтение. Очень скоро основная часть Пенитенциарного кодекса будет дополнена двумя любопытными дополнениями. Прежде всего, станут наказуемыми попытка подстрекательства к преступлению, согласие на предложение о совершении преступления и соглашение об исполнении преступления (предварительный сговор). Второе дополнение дает возможность освободить виновного от уголовной ответственности при отказе от попытки подстрекательства к совершению преступления, согласия на совершение преступления или соглашения об исполнении преступления.

Распространение полноформатной уголовной ответственности на столь деликатные сферы как умысел и предварительный сговор на совершение преступления предполагает исключительную степень совершенства уголовного права и процесса, опирающегося на широкую судебную практику. Между тем нам уже сообщили, что "за попытку подстрекательства к преступлению лицу определяется наказание по той же статье закона, по которой предусматривается ответственность исполнителя преступления, и которое в случае тяжких преступлений может доходить до пожизненного тюремного заключения".

Понятно, когда наказуемо само подстрекательство к совершению преступления — умысел плюс конкретные действия, и не понятно, когда наказуемой становится "попытка" подстрекательства. Особенно когда за такую попытку законодатель предусматривает полноформатное наказание, вплоть до пожизненного заключения. Вот интересно, а само эстонское общество имеет представление о том, что, с точки зрения законодателя, следует понимать под "попыткой подстрекательства"?

Важная воспитательная функция законотворческого процесса заключается в том, как законодательные нововведения подаются широкой общественности. Нам умышленно не сообщается о том, на какие конкретно деяния распространится усеченный состав преступления, и всяк волен предполагать самое худшее — на все! Вполне возможно, законопроект и предусматривает некоторые ограничения и уточнения, но сейчас речь исключительно о том, как в прессе ужесточение законодательства подается широкой общественности и чем конкретно оно мотивируется. В нашем случае ужесточение законодательства мотивируется предотвращением массовых беспорядков, подобных тем, что произошли в апреле 2007 года.

Спасибо Вильнюсу и Риге

Похоже, что Рига и Вильнюс сильно напугали наш бесстрашный кабинет министров. В качестве отступных правительство немедленно предложило нам снижение расценок на отопление, резонно полагая, что оно быстро приведет к снижению напряженности в обществе. Теперь мы вправе требовать снижения расценок еще и на моторное топливо. С учетом мировых цен на нефть, бензин в Эстонии не должен стоить более половины доллара США, т.е. 7 крон. Разумеется, бензин это далеко не единственное, за что мы переплачиваем, латая дыры в государственном бюджете и спасая правительство от экономического и политического коллапса.

Наше правительство нынче твердо уверилось в абсолютной необходимости закручивания гаек, тем более что беспорядки у соседей не были мотивированы межнациональными проблемами, как это было у нас в апреле 2007 года. Беспорядки были спровоцированы неспособностью правительств Латвии и Литвы эффективно противостоять экономическому кризису. Так что пресловутый "пакет законов бронзовой ночи" только отчасти мотивирован угрозой насильственных действий, направленных против самостоятельности и независимости Эстонской Республики со стороны "злобных инородцев".

Покушение на суверенитет

Если не принимать во внимание провокационные заявления Дмитрия Линтера и Марка Сирыка, сделанные после вынесения оправдательного приговора, то следует признать, что неэстонская часть населения элиты и признанных лидеров не имеет, и уже запугана донельзя. Нет сомнений и в том, что апробацию "пакета законов бронзовой ночи" планируется провести на неэстонцах, но основной адресат "пакета" — находящийся под подозрением у президента и правительства эстонский народ.

По сравнению с натурализованным инородцем правопреемный эстонский гражданин обладает большим набором прав, свобод и, главное, возможностей, следовательно, он представляет для слабого государства больше опасности, чем запуганный и замордованный инородец. Не будем забывать о том, что эстонскому народу в лице Юри Бёма, Юри Лийма, Тийта Мадиссона или Марта Вийзитамма позволено гораздо больше, чем даже правопреемному эстонскому гражданину Димитрию Кленскому.

Все эти бесконечные разговоры о "злобных и коварных инородцах", каждодневно покушающихся на "уничтожение или причинение ущерба суверенитету и независимости Эстонской Республики", имеют своей единственной целью усыпить бдительность эстонского народа. Спящий народ не должен проснуться, пока его "обувают" маньяки с законодательной инициативой.

Понятия "страна", "отечество" и "государство" законодатель использует как синонимы. Между тем страна и государство не всегда совпадают во времени и даже в территориальных пределах (смотри, например, купюру достоинством в пять крон). Отечество вообще понятие виртуальное, существующее и вне страны, и вне государства, и вне времени. Но, будучи слитыми воедино, три понятия позволяют тому же Кену-Марти Вахеру желать в ближайшем будущем, чтобы преступлением были признаны "призывы к уничтожению суверенитета Эстонской Республики, что сегодня рассматривается как простое выражение мнения".

Подобного рода утверждения всегда требуют конкретных примеров, а из тех примеров, что на слуху, у нас только оправданная судом "бронзовая четверка". Между тем накануне присоединения к Европейскому союзу его противники утверждали, что вступление в ЕС будет равносильно полной утрате Эстонской Республикой государственного суверенитета. Парламентарий Тривими Веллисте не устает напоминать о том, что Вторая мировая война (оккупация!) для Эстонии еще не закончилась, и так далее, и тому подобное. Все это лишний раз свидетельствует о том, что вопрос эстонского суверенитета и ответственности за покушения на него основательно запутан.

Сон разума

Сон разума глубок.. Реальность прирастает чудовищами.

Видимо, недалек уже тот день, когда просьба к полицейскому, замахнувшемуся на вас резиновой дубинкой, "Не бейте меня, дяденька!" будет, по инициативе Кена-Марти Вахера, рассматриваться, как уголовно наказуемый "призыв к полицейскому не исполнять своих служебных обязанностей с целью нарушения конституционного порядка". :)

Поделиться
Комментарии