ЭР, обеспеченная, казалось бы, всем кредитом легитимности, отнюдь не обладает монополией на правду. Внимательный читатель несомненно вспомнит результаты опросов, а если нет, то, возможно, результаты персональных кухонных обсуждений за бокалом чая, согласно которым заметная доля наших эстоноземельцев предпочитает современности советское время. Современность — отметим этот неоспоримый факт — в рамках того, что видно из окна произвольного офиса или автомобиля на самом деле относится, в пределах 80% от общего количества наблюдаемых крупных физических объектов, ландшафта и даже людей (по факту рождения), все-таки к периоду сталинско-брежневской ЭССР и/или, памятуя богатство нашей истории, к ещё более древним временам. Одним словом, находясь в ЭР, избежать созерцания "нелегитимной и несуществующей" ЭССР невозможно.

С другой стороны, многие из нас, в общем и целом проживая в ЭР новейшего релиза, в границах своей личной, ограниченной квартирой и дачей территории, продолжают предпочитать оставаться в ЭССР, с точки зрения которой реалии победившей "буржуазной республики" являются реалиями "угнетения и порабощения". В просторечии адом. Так и получается, что ад и рай существуют параллельно, разногласия наличествуют только в том, что для некоторых ад это рай и vice versa.

Выше было сказано, что легитимностью обладает ЭР. Но это не вся правда, а полуправда. На самом деле (идеологическая) линия фронта между двумя вполне существует и пролегла она в точности по "временной контрольной линии". Доказательство — недавнее интервью думского политика Косачева, согласно которому ЭССР была легитимной, добровольно вступившей в СССР. Таким образом, ЭССР пусть и признана нелегитимной в ЭР+, однако Россия её вполне легитимизует в рамках своей территории, что несомненно придаёт налёт актуальности вышеописанному противоречию. И с точки зрения СМИ факт сей не является несущественным. Иначе трудно объяснить разницу в оценках прессы бывшей братской республики (РСФСР) с одной стороны, и братских республик нынешних (ЕС), с другой.

Учёный Юхан Силласте в одной из статей раскрывает результаты мониторинга Института социально-экономического анализа, согласно которым 85% публикаций российских СМИ на тему Эстонии негативны. По его оценке, это полностью совпадет с результатами российских исследователей медии — Эстония видится почти полностью негативно. Чтобы лично убедиться в вышеуказанном, достаточно запустить поиск на типичном новостном портале "рунета", используя ключевое слово "Эстония" (утро.ру раздел "статьи", десять первых результатов на 12.00 4 ноября). Получаем следующее:

1. Российских боксёров били под бдительным оком судей.
2. Эстония депортирует российских пенсионеров.
3. Сборная будущего обыграла карлика.
4. Кремль отказался уступить эстонцам.
5. Ура, мультики!
6. Саммит глав государств СНГ — мероприятие символическое.
7. Лимоновцев, втоптавших в грязь латвийский флаг, накажут.
8. В Эстонии продолжают ущемлять нацменьшинства.
9. Эстонского министра чуть не посадили за договор с Россией.
10. Россия прославила Эстонию на весь мир.

Как видно, в наличии новости или просто отрицательные или по маргинальным темам, хотя, казалось бы, что-то положительное у нас тоже случается.

Теперь обратимся к СМИ братских еврореспублик. Запускаем тот же поиск на французском Ле Монде (www.lemonde.fr):

1. Муниципальные выборы — Эстония голосует через интернет.
2. Небольшие страны Центральной Европы первыми присоединятся к евро.
3. Половина европейских пользователей интернета пользуется административными сайтами онлайн.
4. Новые европейцы по Магнуму.
5. Франция во главе группы стран с социальными бюджетами.
6. Союз насчитывает два миллиона учёных.
7. Занятость.
8. Работники Центральной Европы испытывают ухудшенные условия труда.
9. Чад и Бангладеш классифицированы наиболее корруптивными странами.
10. Северная Корея, Эритрея и Туркменистан — "чёрные дыры информации в мире".

Как легко увидеть на приведённом примере, Эстония фигурирует в западной прессе в нейтральных и позитивных статьях, а также в качестве позитивного образца для других развивающихся стран. Если смотреть более широко, то за последний месяц мировая пресса освещала следующие новости, где упоминается Эстония:

01.11. Новое исследование "Занимаясь бизнесом в 2005" Всемирного Банка. Эстония фигурирует на 16 месте, за год поднявшись с 30-го.
24.10. Портал "Politics Online" присуждает Эстонии 4-е место в качестве одного из десяти наиболее успешных "преобразующих мир политики и интернета" проектов.
21.10. "Репортёры без границ" обнародовает исследование по свободе прессы в мире. Эстония на 11 месте, вторая в Восточной Европе.
20.10. Журнал "Journal of Personality and Social Psychology" издаёт всемирное исследование, согласно которому эстонцы на 5 месте в мире по самоуверенности.
19.10. Исследование по коррупции в мире публикует "Трансперенси Интернешнл". Эстония на 27 месте в мире и на первом в Восточной Европе.
16.10. Мировые СМИ (Рейтерс, Ассошиэйтед Пресс, Нью Йорк Таймс, Вашингтон Пост, Ле Монд, Ле Фигаро и т.д. — одним словом, практически все мировые СМИ) публикуют обзоры "первого в мире" и "переломного в развитии электронного общества" эстонского электронного голосования.

В российских СМИ, увы, картина совершенно иная. В большинстве изданий вы не найдёте этих новостей. Голый зад подруги бывшего директора не то эстонского телевидения, не то радио — зачастую единственный доступный читателю "позитив" из Эстонии. Поэтому неудивительно, что представления об Эстонии в России и на Западе совершенно иные. В то время, как мировая общественность не может нарадоваться, следя за нашими (скромными) успехами, для многих россиян современный Эстланд это почти Мордор с марширующими орками-эсесовцами и трясущимся в ужасе русскоязычными — лагерными заключёнными. Преувеличение? Если и так, то небольшое. Факт, что в опросах общественного мнения прибалтийские страны прочно занимают первые места в списке "вражеских государств", широко известен.

Юхан Силласте в качестве примера цитирует современное российское художественное произведение, шпионский роман Сергея Донского, действие которого происходит в управляемой "извергами и персонажами третьего рейха" Эстонии: в Эстонии принято избивать "прикладами тех прохожих, которые не умели говорить по-эстонски /../ подобные мероприятия вошли в обязательную программу обучения новобранцев". В Эстонии "замордованная бабулька, русская пенсионерка вынуждена работать на эстонцев, чтобы не помереть с голоду", а "русскоязычное население заочно приговорено этими выродками к истреблению и насильственному выдворению". Результаты построения капитализма представляются автором только негативно: "Цены в магазинах запредельные. Коммунальные услуги раза в три дороже, чем в России. В каждом доме счётчики не только на электричество, но и на газ, горячую и холодную воду. Приходится на всем экономить /../ (людям) надоело прозябать в нищете /../". Поэтому неудивительно, что герою цитируемого произведения не нравится ничто, даже обслуживание. "Бондарю суп не понравился" и "профашистская атмосфера в Пярну" тоже, заодно и органная музыка "Как будто пьяный гармонист играет /../ Ни мелодии, ни ритма". В Таллине "было тепло, чисто и скучно" — герой испытывает "сильнейшее желание сплюнуть на вылизанную мостовую" Ратушной площади.

Противоречие между освещением событий российскими СМИ и западной медией стоит не менее остро, чем противоречие между легитимной в России ЭССР и легитимной на Западе ЭР. На вопрос, почему международная общественность (т.е. Запад) никак не реагирует на так называемый "фашистский режим", "издевательства над меньшинствами", и наоборот, широко поддерживает этот самый режим, обычный российский потребитель новостей не может дать более вразумительного объяснения, чем то, что существует поддержка Прибалтики в качестве некого "бастиона против России", экономически оплаченного мифическими "кредитами и потоками транзита металла" из России. Остаётся только удивляться, что по мнению типичного россиянина для Запада современная Россия — хуже фашизма.

Поделиться
Комментарии