Институт Открытого общества Эстонии выпустил книгу "Многонациональный Таллинн", которая, без сомнения, станет предметом тщательного изучения всех экспертов по межэтническим отношениям в Эстонии. Авторский коллектив во главе с Тийной Райтвийр назвал эту книгу "статистически-социологическим обзором". Толстый том объемом более 500 страниц заполнен в основном статистическими таблицами. Сухие цифры результатов социологических исследований подтверждают крайне негативные тенденции, которые наблюдаются в Эстонии в последние несколько лет.

Презентация книги состоялась на юбилейном, 10-м форуме "Гражданский мир". Сама идея этого форума появился непосредственно в связи с апрельскими событиями 2007 года. Авторы сборника "Многонациональный Таллинн" отнюдь не акцентируют роль этих событий в развитии этно-социальных трендов, но об этом четко говорят все те же цифры — результаты приведенных в книге исследований.

Выступая на презентации сборника, Тийна Райтвийр сообщила, что практически все демографические показатели неэстонского населения значительно хуже, чем у эстонцев. Это касается рождаемости, ожидаемой продолжительности жизни, состояния здоровья, количества абортов и других важнейших демографических характеристик. Среди неэстонского населения заметно выше уровень самоубийств, убийств и других тяжких преступлений против личности.

В стране фактически еще с советских времен сохраняется "разделенный" рынок труда. Причем рынок труда для русскоговорящего населения значительно уже и менее конкурентоспособный по сравнению с эстонским, что приводит к более высокому уровню безработицы среди неэстонцев. Если ориентироваться на средние цифры, то уровень образования двух больших этнических групп более-менее сопоставим, однако резко различается в отношении самой молодой возрастной группы: то есть резко упал процент неэстонской молодежи, обучающейся в университетах.

Депутат Европарламента Сийри Овийр похвалила авторов сборника, заметив, что сборник высветил те проблемы, на решение которых нужно прежде всего направлять дополнительные ресурсы. Она пожаловалась, что "черно-белые очки" носят не только маргиналы, но и многие представители политической элиты Эстонии, которые видят перспективы развития страны лишь в плоскости борьбы двух этнических общин, и к тому же склонны объяснять все свои собственные политические провалы происками России.

Овийр подчеркнула, что в Евросоюзе для оценки ситуации в той или иной стране смотрят прежде всего на показатели здоровья населения. А по этим показателям Эстония находится на одном из последних мест в ЕС. Причем статистика отражает не самые последние изменения. Наиболее свежие данные относятся в основном к 2006 году — то есть к временам экономического бума. Сейчас состояние дел еще более плачевно.

Среди неэстонского населения эти показатели выглядят просто удручающе. Ожидаемая продолжительность жизни мужчины-неэстонца составляет 63,8 лет, эстонца — 69, эстонки — 78,1, неэстонки — 75,9 лет. Для мужчин-неэстонцев наиболее характерно т.н. "рискованное поведение", что приводит к увеличению количества преждевременных смертей. По потреблению алкоголя и наркотиков Эстония ходит в лидерах ЕС.

По словам Овийр, разрыв с Западной Европой по показателям здоровья населения не только не сокращается, но продолжает расти. Недостаток демократии в принятии решений также играет здесь свою роль. Так, Больничная касса сокращает объем услуг (что прямо касается больших групп населения) без всяких консультаций с общественными организациями третьего сектора. В "старой" Европе, как подчеркнула Овийр, такая ситуация немыслима.

"Не было счастья, да несчастье помогло" — с такой сентенции начал свое выступление один из рецензентов сборника, известный социолог Евгений Голиков. Апрельские события заставили задуматься над тем, куда мы идем, и послужили, в частности, изданию этой книги. По оценке Голикова, в Эстонии наблюдается системный кризис, поэтому данный сборник особенно ценен, так как предлагает системный подход к выходу из кризиса.

Двадцать лет назад социальная дистанция между эстонским и неэстонским населением была меньше, и, как считает Голиков, это было связано с тем, что и эстонцы, и представители других национальностей стремились к единой цели: созданию независимого, демократического и свободного эстонского государства. Сейчас эта цель предана забвению, а политикам совершенно неинтересны предложения ученых по выходу из этого системного кризиса, особенно если они исходят от экспертов "не той национальности".

Цифры, приведенные в сборнике, подтверждают выводы социолога об углублении раскола в обществе. Так, после апрельских событий 2007 года значительно снизилось доверие неэстонского населения ко всем государственным институтам ЭР, и к государству как таковому. Симптоматично резкое сокращение числа желающих получить эстонское гражданство среди "серопаспортников". В 2005 году 74% из них хотели бы получить гражданство ЭР, в 2008 — уже всего 51%. В то же время привлекательность гражданства РФ повысилась для этой группы респондентов соответственно с 11 до 19 процентов.

Водораздел между двумя этническими общинами значительно расширился. Не удовлетворены руководством государства в 2008 году были около 70% неэстонцев в сравнении с 41% эстонцев. Правительством Андруса Ансипа летом 2007 года были недовольны в Таллинне 84,2% неэстонских жителей, в то время как 73% эстонцев — жителей столицы в той или иной степени поддержали действия правительства.

Формально сборник посвящен Таллинну, но столица является достаточно репрезентативным срезом всего эстонского общества. В Таллинне проживает почти треть всего населения республики, причем почти половину из них составляют русскоязычные жители.

Поделиться
Комментарии