В статье, посвященной этому событию, опубликованной на портале Sputnik, утверждается, что название мемориала ”искажает историю и противоречит здравому смыслу, поскольку коммунизм — это учение, утопическая идея, мечта”.

В качестве доказательства этого тезиса приводится мнение Рафика Григоряна, который представляется сейчас доктором философии, хотя в советское время он получил степень кандидата исторических наук по теме история КПСС. В своей диссертации Григорян восхвалял деятельность Коммунистической партии Эстонии по развитию высшей школы в Эстонской ССР в 1944-1951 годах. Григорян, возглавляющий ныне Палату представителей национальных меньшинств Эстонии, сказал: ”Однобокий подход к этой проблеме может создать ложную иллюзию, что во всем виновата коммунистическая идея, а не система власти”.

С Григоряном согласен еще один доктор философии Эдуард Тинн, который заявил: ”Идея назвать мемориал ”жертвам коммунизма” — глупость, свидетельствующая об элементарной неграмотности или хуторском мышлении”. Тинн решительно встал на защиту коммунистического учения: ”Коммунизм — это европейское гуманистическое учение Карла Маркса. Да, во многом утопическое учение. Но оно имеет мало общего со сталинизмом, маоизмом, геноцидом Пол Пота, делами лидеров Северной Кореи и так далее”. Поэтому, по мнению Тинна, ”безграмотно ставить памятник жертвам коммунизма”.

Обеляя коммунизм, Тинн встал и на защиту советского времени, когда ”помимо негативных явлений, произошло много положительного”: ”Никогда эстонская культура, эстонский спорт не получали столько денег, как в советское время. Поэтому и развиваться могла эстонская культура в 60-70-е годы. <…> Благодаря московским деньгам мы поднимали здесь нашу эстонскую национальную культуру”.

Сотрудник Института всеобщей истории Российской академии наук Дмитрий Суржик на портале Baltnews изложил российскую оценку ”антисоветскому памятнику ”жертвам коммунизма” в Эстонии”. По мнению Суржика, открытие монумента ”преследует внутриполитические цели”: ”Вместо того чтобы решать конкретные социально-экономические проблемы, взаимодействуя с Россией, прибалтийские республики смотрят на Российскую Федерацию как на ”врага №1” и взаимодействуют с Европейским союзом. А взаимодействие с ним, надо четко понимать, всегда строится за счет новых стран-членов”. Далее российский историк обвинил Европейский союз во всех бедах Эстонии.

После этого Суржик попытался защитить советскую власть: ”Советскую власть обвиняют в том, что она репрессировала всех латышей, эстонцев и литовцев, которые участвовали в эсэсовских формированиях и боевых действиях на фронте. Но шла процедура фильтрации. Все, кто состоял в формированиях СС, проходили более длительную и тщательную процедуру проверки, потому что это были откровенные враги советской власти”.

В заключение сотрудник Российской академии наук посоветовал эстонцам не хулить советскую власть, а ”вспомнить и о репрессиях местных фашистских режимов, например, Константина Пятса”.

По сообщению портала Baltija, Объединенная левая партия Эстонии (ОЛПЭ) выпустила заявление с осуждением названия мемориала на Маарьямяги, в котором, в частности, указывается: ”Название этого памятника — ”жертвам коммунизма” — явно

политизировано и направлено на то, чтобы обслуживать чьи-то откровенно корыстные политические интересы по очернению идей левого и социально направленного толка”. По мнению эстонских левых-коммунистов, ”репрессии в Советском Союзе не имели никакой связи с коммунистической идеологией”, поскольку ”в самой идеологии коммунизма нет призыва физически уничтожать людей”. При этом ОЛПЭ указывает: ”Нельзя забывать, что и во времена первой Эстонской республики (при диктатуре президента Константина Пятса) тоже проводились политические репрессии”. Поэтому ОЛПЭ предлагает переименовать мемориал и назвать его ”жертвам политических репрессий”.

Во избежание ”ложной иллюзии” переименовать мемориал предлагает и упоминавшийся выше коммунистический философ Рафик Григорян, по мнению которого памятник следует назвать ”жертвам тоталитарных режимов правления”, поскольку во всем виновата ”система власти, а не коммунистическая идея”. Обосновывая свое предложение в интервью Sputnik, Григорян сказал: ”Коммунизм, как и ”божий рай”, был всего лишь мечтой миллионов людей. Но он никогда и нигде не был построен. <…> Никто из нас не жил при коммунизме. Людские жертвы, имевшие место в прошлом, были следствием образа правления. <…> Идеи сами по себе не убивают людей, убивают люди, вооруженные этими идеями”.

По мнению Григоряна, ”постоянное копание [эстонцев] в ранах прошлого есть проявление закомплексованности духа”, а ”вечная борьба с коммунизмом” в Эстонии будет продолжаться до тех пор, пока ”люди будут позволять фанатикам занимать доминирующее положение в общественной жизни”. А это, согласно предсказанию философа, ”неизбежно приведет к установлению монополии на истину, к цензуре и к запретам на свободу слова и убеждений”.

Кроме того, Григорян убежден, что критика сталинизма и коммунизма направлены на ”голословное обвинение нынешней России”, которая, будучи правопреемницей СССР, при решении ”некоторых задач” использует методы, характерные для коммунистических режимов. Григорян считает это неверным, так как ”Россия больше всех пострадала от сталинизма”.

Поделиться
Комментарии