Возникновение на привычном ландшафте какого-то свежего объекта всегда привлекает внимание. Особенно если этот объект позиционируется как инструмент для того, чтобы ”прекратить борьбу: ваши русские, наши эстонцы. И создать политическую партию, которая привлекает всех одинаково, потому что проблемы, которыми мы занимаемся, одни и те же. Что для русских, что для эстонцев” (цитата из выступления Кристины Каллас, входящей в инициативную группу и правление MTÜ Eesti 200).

Дорого яичко ко Христову дню

И опять совпадения…

Только что бывший председатель Свободной партии, ныне беспартийный депутат парламента Артур Тальвик объявил о намерении создать новую политическую силу, формируемую ради амбициозной цели — получить на очередных выборах в Рийгикогу 25 мандатов. По мнению политика, новая партия могла бы объединить в своих рядах нынешних ”свободников” и ”зелёных” как представителей политических организаций, которые оказались аутсайдерами.

Буквально в те же дни стало известно, что кризис в рядах Центристской партии из-за коррупционного скандала в Нарвском городском собрании не просто назрел — он фактически уже происходит. Некоторые эксперты считают, что это может стать серьёзным испытанием для всей ЦПЭ.

И как логическое завершение этого крещендо — выход на сцену Eesti 200 уже не просто как некоего манифеста технократов (как назвал создателей этого объединения тартуский политолог Алар Килп), а в качестве конкурента, как для новичков из ”партии будущего” Артура Тальвика, так и для ныне действующих политических тяжеловесов.

О более чем серьёзных намерениях в этом смысле говорит хотя бы одна, но очень задиристая, фраза, произнесённая Кристиной Каллас в её программном заявлении для DELFI TV: ”Мы не должны впадать в дискуссию — кому дать сто евро, а кому не дать. Надо не денежными обещаниями заниматься, а серьезными проблемами, которые стоят перед Эстонией. Мы всех принимаем, кто готов прийти и заниматься этими вопросами”.

Здесь слышится явный вызов центристам, чей лидер и глава правительства Юри Ратас на днях заявил: ”Наша цель на выборах в Рийгикогу — увеличить пособие на первого и второго ребенка с сегодняшних 55 евро до 100 евро”.

Политиком можешь ты не быть…

На самом деле, по моему глубокому убеждению, совпадений как таковых вообще не бывает. Для себя я вывел такую формулу: совпадение — это парадоксальное проявление закономерности.

Будучи директором Нарвского колледжа Тартуского университета, Кристина Каллас входит в круг нарвской интеллектуальной элиты и в этом качестве не может не знать настроений, царящих и в этом кругу, и в городе вообще. Соответственно ей не могло не быть известно, что позиции центристов в Нарве становятся шаткими. Таким образом, и сама Каллас, и её единомышленники были бы плохими политиками, если бы не воспользовались моментом.
Да, не без некоторого кокетства они говорят о себе не как о политиках в узкоспециальном значении этого термина. Однако твёрдо заявленное намерение участвовать в парламентских выборах-2019 в качестве партии уже само по себе свидетельствует о немалых политических амбициях.

Конечно, дело не ограничивается одной только Нарвой. Но Нарва может (и даже, думается, по замыслу ”архитекторов эстонской перестройки”, должна) сыграть роль катализатора в процессе привлечения неэстонцев в политическую жизнь. Об этом недвусмысленно свидетельствуют посылы, содержащиеся как в Манифесте, так и в публичных высказываниях лидеров Eesti 200: ”Вполне реально, что политиком станет русский, не говорящий по-эстонски”. ”Если люди не участвуют в политике, это плохо для Эстонии, поэтому мы хотим это предотвратить и приглашаем единомышленников не как политиков, а как граждан Эстонии, которые имеют своё видение для будущего Эстонии. В том числе, русскоязычных”. В конце концов, уже в самом названии содержится скрытый, но вполне прочитываемый намёк на некий симбиоз русского и эстонского начала — на, так сказать, лингвистическом уровне. Это созвучие (если читать вслух) слов ”Eesti” и ”двести”. И оба рифмуются с наречием ”вместе”.

Новые масоны

”У меня создалось впечатление, что эта закрытая группа объединяет людей с управленческим опытом. В известном смысле это группа технократов, которые умеют, так сказать, администрировать города, регионы, общество, людей”.
Такое впечатление высказал на днях в интервью Vikerraadio уже упоминавшийся политолог Алар Килп.

По его мнению, в обозримом, и не таком уж отдалённом, будущем, Эстонию ожидают достаточно сложные времена: ”Через 5-10 лет исчезнут многие рабочие места, людей надо будет переобучить, чтобы многие вещи делать дешевле, эффективнее. Из „Эстонии 200” как раз и может появиться команда, которая сможет профессионально реализовать эти шоки. Но в какой-то момент потребуется получить поддержку избирателей, поэтому надо сформулировать идейный посыл или мировоззрение. Прогнозирую, что это мировоззрение будет у них очень большим компотом”.

Попутно политолог поделился некоторыми сведениями (правда, без ссылки на первоисточники) о самом движении, заявляющем о намерении преобразиться в партию. По словам Килпа, его ”отличает то, что это довольно замкнутая группа людей, которые месяцами общались друг с другом, прежде чем весной об этом стало известно общественности… Схема в „Эстонии 200” такая, что сначала ты присоединяешься к движению, а уже затем узнаёшь, что именно обсуждается в этой группе”.

Сказанное очень напоминает ”вольных каменщиков” или франкмасонов, которые тоже создают свои ”первичные организации” и действуют, мягко выражаясь, без лишней помпы, избегая сколько-нибудь широкой огласки.

Правда, последние шаги инициативной группы ”Ээсти двести”, вроде бы, опрокидывают такое сравнение. Но вообще-то, говоря о своём видении будущего Эстонии, активисты нового ”политического объекта” пока ограничиваются общими словами, не вдаваясь в подробности.
Может быть, эти подробности ещё не полностью сформулированы, а возможно, некоторая таинственность напускается умышленно. Это хороший пиар: таинственное всегда привлекательно…

Против кого дружим?

Особого внимания, на мой взгляд, заслуживает то место в интервью Алара Килпа, где он рассуждает о целях новой партии: ”Будет ли „Эстония 200” конкурировать с Центристской партией в вопросе интеграции русскоязычных жителей страны? Возможно, с наибольшей вероятностью оно станет очень сильным конкурентом Партии реформ с точки зрения профессионального, эффективного государственного управления”.

В этой фразе содержится двойной, и очень мощный, как сейчас принято выражаться, месседж русскоязычному избирателю. Во-первых, как считает профессиональный политолог, то есть авторитетный эксперт, появление ”Ээсти двести” заставит центристов больше внимания уделять русскоязычному населению. А во-вторых, с ещё более высокой степенью вероятности, новички ”бросят перчатку” реформистам, что для сердца каждых девяти из десяти местных русских уже само по себе говорит в пользу неофитов.

Так или иначе, но схватка за голоса русского электората на предстоящих выборах в Рийгикогу предстоит нешуточная. Победит, как всегда, дружба. Только вот кто и против кого будет дружить — вот в чём вопрос…

Поделиться
Комментарии