О жизнеспособности начинающего работу в сентябре канале ЭТВ+ говорили всякое. Сомневались и выражали оптимизм.

В первую очередь, для выживания необходимы просмотры. Это касается любой ”нормальной” телепрограммы. Но ЭТВ+ не обычный канал — это такое предприятие, которое должно переманить русскоязычное население из зоны влияния телепередач восточного соседа. Именно по этой причине запустили проект.

В то же время ЭТВ+ не может участвовать в пропагандистских сражениях новой Холодной войны. Он должен оставаться идеологически невинным, помогая, наконец-то, выработать у эстонских русских ”правильную” установку. Есть надежда на чудо: на телевизионном ландшафте может появится Дева Мария, чья способность родить ребенка никак не связана с плотскими отношениями.

А может быть влияние ЭТВ+ будет распространятся в соответствии с восточной мудростью, по принципу даосизма: ”действуй бездействуя”?

Мы ничего не знаем

Мы даже не знаем того, идет ли между Западом и Россией новая Холодная война. Мнения разные. В прошлом году посол США в Эстонии Джеффри Левин дал интервью газете Sakala, где он озвучил следующее многослойное предложение: ”Новая Холодная война не является таковой не потому, что Холодная война основывалась на идеологическом противостоянии, являлась столкновением противоположных взглядов на мир и политических систем. Происходящее — просто агрессия, руководимая интересами одного государства, но это не значит, что она не может привести к ситуации, похожей на Холодную войну”.

Похожим образом в прошлом году рассуждал на форуме во Вроцлаве Тоомас Хендрик Ильвес: ”Дамы и господа, сегодня мы находимся в совершенно новой ситуации вокруг безопасности. Это не ”новая Холодная война”, поскольку во время Холодной войны соблюдались все договоры. Мы вернулись к природе человека в интерпретации Гоббса (британский философ Томас Гоббс, объясняя причины возникновения общества, считал, что для людей естественно быть эгоистичными и стремиться к удовлетворению потребностей, а общественный договор они заключили из чувства самосохранения, опасаясь ”войны всех против всех”. — прим. ред.)”.

Однако самый авторитетный британец (потому что он эстонофил) Эдвард Лукас еще в 2008 году твердил о начале новой Холодной войны. Аналогичной позиции придерживается большинство эстонских лидеров общественного мнения.

Так идет или нет?

Так идет ли новая Холодная война или нет? Если посмотреть с нашей стороны? Настолько, насколько можно судить по деятельности руководства общественно-правового вещания России, они работают в условиях новой Холодной войны.

Вспомним хотя бы попавшую в эфир так называемую новость, где новостная передача ”Вести” представила пародийный скетч ЭТВ „Tujurikkuja” „Эстония ищет неонациста” (коннотация с шоу „Eesti otsib superstaari” — Эстония ищет суперзвезду. — прим. ред.) в качестве реального события. ”Вести” утверждали, что политик EKRE Яак Мадисон закончил школу, где проходил конкурс по поиску неонацистов.

Те же самые ”Вести” устроили Дарье Саар ”экзамен”, состоявший из трех контрольных вопросов.

Предположим, что в сентябре таких ”новостей” с востока будет столько, что затрясутся оконные рамы и печные задвижки.

Если это проигнорировать, смотрящие подобные ”новости” русскоязычные жители Силламяэ или Ласнамяэ скажут: ”Гляди, прихвостни эстонцев на ЭТВ+ замалчивают важные вещи”. Однако если такие ”новости” опровергать, в Силламяэ и Ласнамяэ воскликнут: ”Ага! Лепят пропаганду Тоомпеа”.

Отдельный вопрос — это передачи наподобие Foorum или Vabariigi kodanikud (дискуссионные передачи. — прим. ред.).

Говорилось, что о создании подобных передач думали. Хотелось бы надеяться. А пригласят ли на нее Яну Тоом? Или Игоря Калакаускаса (эстонцы его не знают, но как только его однажды пригласят, вы идивитесь), Николая Караева или Маргариту Корнышеву или, о боже мой, Александра Чаплыгина? И если такую передачу запишут, то на какую тему? Дорогие телезрители, осень наступила, леса полны грибов. Поговорим о том, какие вы знаете рецепты засолки…

Ну ладно, осень наступила, дети пошли в школу. В русскоязычной школе все, конечно же, очень-очень хорошо, потому что директора этих школ так сказали. Но Тоом, Калакаускас, Караев, Корнышева и Чаплыгин с этим спорят, говоря, что речь идет о педагогической катастрофе. Первая серия русскоязычной передачи Vabariigi Kodanikud может взбесить эстонское общество настолько, что станет последней.

Телеканала ”Россия”, на радость ”Вестям”, вновь испечет плохо пахнущую стряпню.

Дарья Саар — успешный человек, предприниматель, чья журналистская деятельность началась с передачи ”Полетели” в 2014 году. Передача рассказывала о деятельности других успешных русскоязычных людей страны.

Концепция ЭТВ+, как может показаться, и есть пересказ историй успеха.

В каком мире живут русскоязычные

Если подумать о такой эстоноязычной передаче Национального телерадиовещания, как „Pealtnägeja” (”Очевидец”), которая по большей части раскрывает жизнь с плохой стороны, возникает вопрос, найдет ли ЭТВ+ такой формат.

В мае я столкнулся с чем-то удивительным. Компания эстонских и русскоязычных актеров начала личный интеграционный проект. Одни учили эстонский, другие русский. Встречались каждую неделю, практиковали выученное. В следующем году появится постановка.

Я ходил беседовать с этими людьми. Я говорил о том, что замечал в эстонском обществе, и что об этом думаю. Среди русскоязычных актеров был в том числе один сотрудник Национального телерадиовещания. Чем больше он меня слушал, тем больше цепенел. В конце концов, когда настало время дискуссии, он без всякой иронии сказал, что в какой-то момент у него возник вопрос, может ли он находиться со мной в одном помещении и слушать подобные разговоры. Так сказать, антигосударственные речи. Все это снималось на камеру, мы не шептались. Эстоноязычная публика этому вопросу удивилась не на шутку. У нас же свобода слова, тянули они руки.

Я и этот русскоязычный актер-журналист были вынуждены объяснить эстонцам, в каком мире живут наши русские. Где пролегают границы свободы слова. Что люди в своем большинстве не герои. Люди хотят сохранить свое рабочее место, растить детей, платить по кредитам. Они не хотят лезть на баррикады.

Если русскоязычный человек скажет хотя бы половину из того, о чем каждую неделю говорит колумнист Ахто Лобьякас, это будет означать, что он уже на нее [баррикаду] забрался.

Поделиться
Комментарии