Конечно, активист EKRE Март Саарсо учудил, обозвав председателя столичного горсобрания Михаила Кылварта всякими обидными словами.

Честно говоря, не ожидал, что тот Март Саарсо, с которым я познакомился семнадцать с половиной лет назад, способен на такие выходки.

Он тогда со своей командой вернулся из кругосветного плавания на яхте Lennuk, и на следующий день мы с ним часа три проговорили на ее борту. Март рассказывал об этой экспедиции и о других своих дальних странствиях, о себе, начиная с детства. О том, как изменилось у него мировоззрение после этой кругосветки… Кстати, как и лидер его партии, отлично говорит по-русски — благодаря учебе в Ленинградском гидрометеорологическом институте и общению с русскими коллегами — полярниками и моряками.

Вскоре Март загорелся новой мечтой — организовать Эстонскую антарктическую экспедицию. До сих пор с ней носится, хотя перспективы у проекта, кажется, весьма смутные, если о них вообще еще можно говорить. Но наш Март не унывает. Верю, говорит, что эстонская станция в Антарктике будет работать, правда, теперь уже добавляя: ”Пусть и не при моей жизни”.

Так что лично по моему опыту общения с Мартом Саарсо — нормальный он мужик, очень приятный. Да, в этом злополучном посте в адрес Кылварта его занесло куда-то не туда. Ну, моряки, полярники — они такие, бывают грубоватыми порой. Думается, однако, это не тот случай, когда человек заслуживает проклятья и пожизненного клейма расиста. Особенно если вникнуть в суть дела. Не с бухты-барахты же он обрушился на Михаила Кылварта.

Смешно и грустно

Март Саарсо своей действительно хамской репликой выразил солидарность с одним из главных оппонентов Михаила Кылварта в горсобрании Кристеном Михалом, руководителем фракции реформистов. У них там, оказывается, нешуточное противостояние возникло по одному конкретному поводу. Кристен Михал и его соратники хотят, чтобы в зале заседаний постоянно находился эстонский флаг, а Кылварт противится, говорит, что не допустит этого. Михал в какой-то момент все же самовольно выставляет флаг в зале, Кылварт — лично выносит триколор из зала. Михал и не думает признавать поражения, но и Кылварт бдительности не теряет…

А между тем, чуть ли не смертельной в схватке за то, кто будем ”царем горы”, с обеих сторон сошлись граждане Эстонской Республики, и предмет их битвы — флаг родной страны, которая у них одна. Глядя со стороны — смешно и грустно. Как дети малые, готовы расквасить друг другу носы из-за какой-то ерунды, которая выеденного яйца не стоит.

Ну, хотят люди, чтобы в зале был постоянно выставлен эстонский флаг, ну и ради бога, пусть стоит. Жалко, что ли? Кому он помешает? Нет, говорят, нельзя. Но почему?

Оказывается, существуют какие-то условия использования флага в помещении, а зал столичного горсобрания этим условиям якобы не соответствует. И поэтому флаг там никак нельзя экспонировать.

Архитектор Сийри Ныва, мобилизованная газетой ”Столица” для защиты руководителя горсобрания, подробно разъясняет на страницах этого издания, почему там нет возможности выставить флаг. В частности, вокруг флага должно быть достаточно много свободного пространства. А чтобы пространство появилось, надо переставлять мебель, а это невозможно, потому что в нее вмонтированы техносистемы.

А между тем, как написано в газете, эта самая Сийри Ныва была автором проекта перестройки зала во время недавнего ремонта. В таком случае у нас вопрос: ”Как же вы так перестроили зал, что там не нашлось места для флага нашей с вами любимой страны?”
Хотя закон не требует обязательного экспонирования государственного флага в залах заседаний городских собраний (флаг должен быть постоянно вывешен только на зданиях), вообще-то удивительно, что в зале столичного, крупнейшего в стране самоуправления, не представляется возможным выставить эстонский флаг.

Но еще удивительнее та решимость, с которой руководитель горсобрания на этом настаивает. Странно. Ну, хорошо, даже если вокруг флага окажется не так много свободного пространства, как хотелось бы некоторым специалистам по интерьерам, это так принципиально, это будет расценено как глумление над символом государства? Нет, что-то здесь не то.

Закон не требует обязательного экспонирования флага в зале заседаний, но он дает право каждому ”использовать эстонский флаг с соблюдением Положений настоящего Закона и добрых обычаев”. Может, вся причина непробиваемости Михаила Кылварта и его сторонников в том, что инициаторами доброго обычая стали люди из недружественного лагеря, и только поэтому нельзя их инициативу одобрять? Черт его знает, нам же неведомо, какие у них там существуют правила взаимоотношений между разными лагерями.

Желтая карточка

Доказывая, что эстонский флаг он очень даже уважает, Михаил Кылварт спрашивает через ту же газету ”Столица” у коллеги Кристена Михала: ”Сколько раз ему приходилось стоять на международной арене, над которой, благодаря его усилиям, развевался флаг Эстонии, а сотни людей из разных стран вставали под звучание национального гимна? В моей жизни были такие моменты…”

А вот это уже называется неспортивное поведение. Что не делает чести мастеру восточного боевого искусства с его высокими этическими стандартами, о чем любит при случае рассказывать Михаил. Кичиться своими спортивными достижениями и публично указывать оппоненту, который вообще не обязан заниматься спортом, на то, что в честь его побед ни разу не поднимали эстонский флаг и не звучал гимн? Удивил Михаил. Это, конечно, это не то же самое, что использовать приемы его любимого единоборства вне спортивной арены, против неподготовленного человека, но, по сути, близко к тому.

Зря он полез в эту тему, не по делу, некстати, бестактно… Желтая карточка Кылварту за этот прием!

Наряду с товарищами Михаила Кылварта по партии, известными изданиями и простыми избирателями, популярного политика поддержал и независимый публицист Павел Иванов, выступивший на страницах Постимеэс со статьей-мнением ”Расовые выпады мореплавателя”.

Возражая оппонентам Кылварта, утверждающим, что в Эстонии эстонский флаг уместен везде, автор решительно заявляет: нет, не везде! И приводит в качестве примера два места, где наш флаг неуместен: на сарае и ”сами понимаете где”. Так пишет Павел Иванов, стесняясь, видимо, будучи культурным человеком, назвать сортир сортиром.

Тем не менее, фактически назвал. И поставил в один ряд Таллиннское городское собрание и отхожее место, любое, даже самое отвратительное. А роднит их, получается, не что иное, как флаг нашей любимой страны. Точнее, его неуместность там и там.

Во всяком случае, люди, выносящие эстонский флаг из зала заседаний горсобрания с такой же решимостью, с какой независимый публицист Павел Иванов снял бы символ нашего государства с будки сортира, дают нам повод проводить такие неприятные параллели.

Поделиться
Комментарии