Не будем углубляться в разъяснение сути спецльгот и входящего налога с оборота, которые фигурируют в этом законе. Проще говоря, правительство хотело более эффективно собирать налоги за использование в личных целях автомобилей, принадлежащих фирмам.

Но случилось так, что дополнительный доход, на который рассчитывало правительство, не поступил в государственную свинку-копилку. За пять месяцев бюджет пополнился всего на 6,6 млн евро. А согласно пояснительной записке к соответствующему законопроекту, благодаря ему в год государство должно было стать богаче на 47 миллионов евро. Прогноз составляло Министерство финансов. И кстати, предприниматели предупреждали, что этот шаг окажется для государства провальным.

Есть две причины, почему так произошло.

Во-первых, невозможно проконтролировать, как часто машина, принадлежащая фирме, используется для частных поездок.

Во-вторых, все это деление поездок на частные и служебные — такой темный лес, что сам черт ногу сломит, но не сумеет написать такой закон, который бы внес ясность в дело.


Ведь в современном мире такие понятия как ”рабочее место” и ”рабочее время” сильно изменились.

Если мы не будем рассматривать работников физического труда, то современное место работы находится там, где есть мобильная связь. Рабочее время также превратилось в весьма относительное понятие.

А члены правления фирм несут ответственность круглосуточно, в том числе по выходным и государственным праздникам. Если бы Юрий Гагарин был членом правления какой-либо эстонской фирмы, то даже находясь на орбите, ему пришлось бы держать ответ перед Налоговым департаментом и государством.

Стало невозможно четко разделять поездку по личным и по делам фирмы. Также невозможно прописать эту разницу в законе, а тем более — проконтролировать его выполнение.

И что же мы имеем в итоге?

Государство регулярно декларирует приоритетную цель — создать льготную среду для предпринимательства. Но после изменения в налогообложении служебного транспорта посылает налоговиков на рейд по спортивным клубам шпионить и фотографировать машины предпринимателей. Некрасиво получилось.

Более того, налоги и акцизы за последние восемь лет повышались 20 раз. К сожалению, исходя из тактических, а не стратегических соображений. Однако, одним из факторов льготной среды для предпринимательства является как именно стабильность, а не внезапная смена правил игры.

И наконец, можем ли мы быть уверенными в том, что государственные институты дадут точный прогноз тому, как повлияют их решения на экономические показатели?

На этой неделе парламент страны принял законопроект, который состоит из целого пакета налоговых изменений. Насколько точны прогнозы, на основании которых составляется государственный бюджет на следующий год? И что будет со щедрыми обещаниями в области социальной сферы, если через год выяснится, что их источники покрытия оказались в три раза меньше, чем изначально прогнозировалось?

Поделиться
Комментарии