Российские крейсеры на таллиннском рейде

Такую сцену, наверное, можно объяснить только как кошмарный сон, привидевшийся после вчерашнего Марту (или Мартину, или им обоим одновременно) Хельме. А вот болгарам приходится видеть её ежедневно, и вполне наяву. Только крейсеры здесь не российские, а… Минуточку терпения.

…Таксист, вёзший нас из Золотых Песков в Варну, был, как все южане, общителен и эмоционален: «Я служил в армии и при Советах, в Варшавском договоре, и позднее – при НАТО. Теперь ушёл в отставку – не мог больше терпеть это унижение. Вы представляете: у Болгарии сегодня нет своих вооружённых сил! А те, что есть – контрактники (выразительно-презрительное фырканье), это только для охраны складов».

– Так, может быть, это и хорошо? – осторожно пытаюсь я высказать своё мнение. – Меньше расходов на военные нужды, больше – на социальные…

«Какое там! – негодует наш водила. – Известна вам такая поговорка: „Народ, который отказывается кормить своих солдат, будет кормить чужих“?».

– Разве Болгарии кто-то угрожает? Вы ведь входите в НАТО…

«Вот именно! А своей армии нет, флота нет. Но кто-то же должен страну защищать! И вы знаете, кто теперь защищает Болгарию?! Знаете, чьи военные корабли в наших портах стоят?! ТУРЕЦКИЕ!!! Как будто нам не хватило пятисот лет турецкого ига!.. Нет, я ушёл с военной службы. Хотя там и платили хорошо, но терпеть ТАКОЕ… Это же народный позор!».

Rand

Такая вот политкорректность…

Конечно, Турция входит в число старейших членов НАТО, фактически это одна из стран – создателей блока. Но вряд ли болгары, стремясь попасть в ряды Североатлантического Альянса, рассчитывали на такой поворот. А впрочем, как говорится, видели очи, чего покупали…

Но «снизу» многое видится не так, как думают «наверху». После того, как Болгария под давлением США отказалась от участия в строительстве газопровода «Южный поток-2», трубу стали тянуть через ту же Турцию.

«Теперь наш Бойко (Бойко Борисов, премьер-министр Болгарии. – В.И.) ездит к Эрдогану, чуть ли не на коленях умоляет сделать от этой трубы ответвление к нам, – говорили мне в одном офисе. – Да только поздно, поезд уже ушёл… А всё этот Маккейн – знаете, был такой сенатор в Америке? Приезжал к нам, сказал: русский газ для нас – это плохо, будем зависимыми. А теперь что, независимы?!».

Сжиженный газ, поставляемый танкерами из Америки, в два раза дороже российского, а по объёмам не покрывает потребности Болгарии даже на четверть.

Что касается «русского газа», то факт, что Болгарии удалось соскочить с газовой трубы, в отличие от тех случаев, когда отдельным лицам удаётся (чудом!) соскочить с иглы, обернулся только минусами. И каждый болгарин, живущий в городах, чувствует это буквально собственной кожей.

Хотя зимы здесь относительно короткие и тёплые, но всё-таки ключевое слово – «относительно». В прежние годы, когда газ из СССР, а затем из России, поступал бесперебойно и в нужных объёмах, все теплоцентрали, работавшие на нём, исправно снабжали городское жильё дешёвой теплоэнергией. Сегодня все фасады жилых зданий, неважно какой этажности и степени новизны, «украшены» кондиционерами, которые пришлось устанавливать уже задним числом. Какими бы тёплыми и короткими ни были зимы, без искусственного подогрева в течение как минимум четырёх, а то и пяти месяцев не выжить. А электроэнергия в Болгарии, особенно на фоне существенно более низких цен на все остальные товары (за исключением моторного топлива), по стоимости мало уступает, скажем, эстонской. Которая, в свой черёд, не является рекордно дешёвой по ЕС…

«Дорого» – не обязательно «качественно»

Но вот «дёшево» – почти наверняка «плохо». Хотя, конечно, всё относительно. В Болгарии можно вдвоём вкусно и обильно (порции в здешних ресторанах – не чета таллиннским, одним блюдом могут наесться двое, а то и трое) пообедать за тридцать левов. Это примерно шестнадцать евро. Такой обед включает два бокала местного пива, не уступающего эстонскому ни вкусом, ни качеством. Можно не пива, а вина, тоже удовлетворяющего самый привередливый вкус.

Кстати, мне совершенно непонятно, почему в Эстонии не продаются болгарские вина. Ни в одном магазине, где я пытался его купить. Есть румынские, есть грузинские, есть даже молдавские вина, не говоря про итальянские, испанские, французские и южноафриканские с австралийскими. А болгарских нет. Хотя по своим качествам они ничуть не уступают вышеназванным – как ординарным, так и некоторым сортам марочных. Но это, как говорится, из серии «а валенки у вас есть?» (см. Жванецкого).

IMG_5124

Что же касается сервиса вообще, то с ним в Болгарии не всё так просто. Пока выручает общая приветливая доброжелательность местных жителей. Но на фоне хоть и постепенного, но заметного удорожания всего и вся вряд ли эта беззаботность будет играть свою положительную роль достаточно долго.

Болгары крайне отрицательно относятся к вероятному переходу на единую европейскую валюту. Во всяком случае, из тех, с кем мы общались (а это, без преувеличения, не менее сотни человек), против евро были поголовно все.

Основной мотив: неизбежное подорожание товаров и услуг. Цены на которые уже сегодня, мягко выражаясь, не стоят на месте, причём движутся отнюдь не «вниз».
Каждый борется с этим, как может.

Немножко ностальгии

Болгария – в каком-то смысле идеальная страна для тех, кто скучает по «старым добрым советским временам». Во-первых, практически в каждом мало-мальски значимом городе вас ожидает встреча с бесконечными рядами панельных домов разной этажности, чьи фасады мгновенно вызывают в памяти разномастные «Черёмушки», выросшие в 1960-е – 1970-е и с тех пор не ремонтировавшиеся. Унылое однообразие облезлого бетона отчасти оживляется обилием прихотливо разбросанных там и сям плодов архитектурной самодеятельности жильцов в виде «излишеств», которыми предприимчивые жильцы – кто во что горазд – модернизировали свои балконы и лоджии. Такого обилия «ласточкиных гнёзд» на облупившихся стенах и такого буйства воображения их создателей я не видел с середины всё тех же 1970-х, да и то не в каждом эстонском городе.

Но истомившаяся душа ностальгирующего будет утешена не только этими внешними признаками. Если кто-то скучает по таким почти родным для советского человека понятиям, как обмер, обвес, обсчёт, его тоже ждут приятные сюрпризы. В какой-то момент мне понадобилось срочно поменять евро на левы. До банкомата далековато, а гид советовала в таких случаях идти в рецепшн.

ML. Bulgaaria-Makedoonia reisi 1. päev

Иду. Поменять надо было сто евро. Барышня за стойкой после несложных манипуляций выдаёт мне пачку левов, в которой я сходу недосчитываюсь целой десятки. На мою претензию барышня, без особого рвения, довольно долго шелестит своей наличностью, хранящейся в железном ящичке, тыкает пальчиком в клавиши калькулятора, трогательно шевеля губками. Наконец, недовольно протягивает мне недостающую купюру, сопроводив это жест мало похожим на извинение небрежным sorry…

За эти, как выражается Леонид Якубович, «коротенькие семь дней» мой кошелёк пережил и второе – уже совершенно открытое, я бы даже рискнул сказать – дерзкое, покушение. К счастью, тоже не удавшееся.

Купив в магазинчике напротив бутылку вина, очень, повторюсь, неплохого, я забыл, что не имею штопора. Однако ничуть не огорчился: до сих пор это не препятствовало нормальному течению событий.

У дежурной штопора не оказалось. Тогда я спустился в ресторан: обычно бармены решали такую проблему без заминок. Но не сейчас. Разбитной малый, широко и приветливо улыбаясь, охотно кивнул, протянув руку и оговорившись при этом (спасибо, что до, а не после того, как…): «Пять левов!». Сама бутылка стоила десять… Как опытный турист, я обошёлся без штопора.

Для лиц, особо страдающих приступами такой ностальгии: речь идёт про отель Bonita, Золотые Пески. Может, где-то ещё такое тоже встречается, но в «Бонита» – проверено.

Valuutavahetuspunkt

Брошюры – брошюрами, а реальность – реальностью

…На макро-уровне происходят действительно существенные сдвиги. Благодаря крупным вливаниям в виде евросоюзовских инвестиций отремонтирован большой мост через Варненский залив, на очереди второй этап. Капитально реконструирован проблемный до недавнего времени участок трассы Варна – Бургас, причём с качеством, не уступающим лучшим стандартам.

Сама Варна этим летом напоминала Таллинн: идёт перманентная реконструкция улиц, в стадии строительства – гигантский тоннель в центре города. Из-за этого транспортные пробки не уступают нашим. Такую же картину можно наблюдать в других городах. Но на уровне бытовом царит некоторое смятение. Прежний, привычный и уже ставший почти нерушимым, порядок сдвинулся с места и куда-то поплыл. Сегодня Болгария переживает примерно то же, что Эстония – во второй половине девяностых (слава Богу, без тех криминальных разборок!).

Как долго продлится это смятение? Кто скажет… Может быть, цифры? Их есть у меня.
В 2017 году ВВП на душу населения Болгарии, по версии МВФ, составлял $8064. Правда, в рекламной брошюре некоего турагентства я увидел цифру $13134, но почему-то экспертам МВФ я доверяю больше.

Соответственно в Эстонии ВВП год назад равнялся $19840.
Так что, конечно, Болгарии богатой – быть! Но очень не скоро. Извините…

Поделиться
Комментарии