На днях в Delfi была опубликована статья "Договор, которого не было?". Слегка затронув Юрьевский (Тартуский) договор, автор углубился в не столь дальние времена двадцатилетней давности, а именно, в январь 1991 года, когда состоялся визит Председателя Президиума Верховного Совета Российской Советской Федеративной Социалистической Республики Бориса Николаевича Ельцина. (Ух, кажется, не ошибся с полным титулом). Во время визита высокого гостя было подписано соглашение под названием "Договор об основах межгосударственных отношений Российской Советской Федеративной Социалистической Республики и Эстонской Республики". Правда, кроме него были подписаны аналогичные документы с Латвией и Литвой. В Таллинне в то время находился Председатель Президиума Верховного Совета Латвии Горбуновс. 

И хотя все три договора подписывались в одно время и в одном месте — Белом зале дворца Тоомпеа, где размещался Верховный Совет ЭССР, а ныне — Рийгикогу, но на всех трех документах, которые можно найти в Интернете, стоят разные даты и места их подписания: в эстонском и литовском варианте указано, что сие действо происходило в Москве, в латвийском — г. Таллинн. С другой стороны, в эстонском тесте указана дата 12 января, в латвийском — 13 января, а в литовском еще дальше — 29 июля 1991 года.

Кроме этого, в литовском варианте стоит почему-то подпись В. Ландсбергиса, бывшего в то время Председателя Верховного Совета Литвы, а не того полуофициального представителя южного соседа (имя которого я запамятовал), которого срочно отыскали в тот январский вечер в Таллинне и который поставил свою подпись рядом с "факсимиле" Ельцина. Кстати, злые языки утверждают, что в том, январском, "литовском" документе в одной из статей договора составители бумаги забыли исправить название страны, оставив словосочетание "Эстонская Республика"…

Еще немного истории. Осенью 1990 г. проект этого договора имелся у наших коллег — эстонских депутатов, но нам, "некоренным", его почему-то не показывали, хотя, честно признаюсь, пусть с опозданием, но мы получили один экземпляр этого документа (нашлись порядочные люди в эстонских фракциях) и поехали в Москву разговаривать с руководством Верховного Совета России с целью разъяснить все "подводные камни" проекта Договора.

Со стороны России подготовкой документа руководил председатель Комитета по иностранным делам Федор Шелов-Коведяев. На наше предложение обсудить проект соглашения он ответил отказом, сославшись на "дипломатический этикет". Кстати, насчет "этикета". Когда министр иностранных дел России Андрей Козырев назначил Федора своим первым замом, тот явился на заседание Верховного Совета в мятой рубахе и брюках неопределенного цвета, но с ярко-красным галстуком-бабочкой. Заседание прервалось на несколько минут: хохотали все, даже те, кто сидел в президиуме…

После Шелова-Коведява мы встретились с заместителем председателя ВС РСФСР С.М. Шахраем и я выразил просьбу официально (мы были с ним примерно одного ранга) предоставить нам проект договора. Сергей Михайлович, пообещав незамедлительно его принести, вышел из кабинета. Больше мы с ним не встречались…

Если кто-то спросит, к чему это я вспомнил, напомню, что сейчас, также в соответствии с "дипломатическим этикетом", в глубокой тайне готовится новое Соглашение между правительствами Эстонской Республики и Российской Федерации о пенсионном обеспечении граждан ЭР и РФ, взамен старого, многими критикуемого договора, срок действия которого истекает 16 октября нынешнего года. Как говорится, навеяло…

Но вернемся к статье, точнее, к упоминанию ст. 3 российско-эстонского договора, вызвавшей наибольший ажиотаж среди дельфийского сообщества, а именно:

Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика и Эстонская Республика берут на себя взаимные обязательства гарантировать лицам, живущим на момент подписания настоящего Договора на территориях Российской Советской Федеративной Социалистической Республики и Эстонской республики и являющимся ныне гражданами СССР, право сохранить или получить гражданство Российской Советской Федеративной Социалистической Республики или Эстонской Республики в соответствии с их свободным волеизъявлением. (здесь и далее выделено мной — В.Л.)

Появились комментарии типа: "Есть юристам работа!", "Государство должно привести Договор к исполнению и ВЫПЛАТИТЬ КОМПЕНСАЦИЮ ЗА ГОДЫ БЕЗГРАЖДАНСТВА" или "Это бомба, о которой мало кто знает…но фитиль тлеет". Я слышал, уже появились желающие чуть ли не Комитет учреждать или какое-нибудь МТЮ в поддержку этого договора, подписи собирать, пикеты устраивать и т.д.

Однако, автор опуса почему-то забыл (?) дать ссылку на следующую статью того же документа:

Статья IV

Каждая из Высоких Договаривающихся Сторон признает за гражданами другой Договаривающейся Стороны, а также лицами без гражданства, проживающими на ее территории, независимо от их национальной принадлежности:
1)…..;
2) ….;
3) выбор гражданства согласно законодательству страны проживания и Договору, заключенному между Российской Советской Федеративной Социалистической Республикой и Эстонской Республикой по вопросам гражданства.

Юридически все корректно. Как говорится, "Съесть-то он съест, да кто ж ему даст". И напрасно кто-то хочет получить политические дивиденды в этом вопросе.

Мне непонятно другое: для чего автор, который всегда хвалился своим умением "работать с документами", упомянул только одну статью международного договора и напрочь забыл (?) о существовании другой, которая также касается вопросов гражданства? Странная забывчивость. Хотя, если вспомнить еще одну недавнюю публикацию, в которой он говорил что-то о "русском бунте", многое заставляет задуматься и усомниться в девственной чистоте его помыслов. Спрашивается, зачем надо было разжигать "страсти"?…

Чтобы не заканчивать на такой ноте, хочу, как непосредственный участник тех событий, поделиться еще парой заметок из той памятной январской ночи.

Поздно вечером после ужина и последовавшего за ним подписания документов для всей четверки там же в Белом зале была устроена большая пресс-конференция, на которой присутствовали не только эстонские и российские (из свиты Ельцина) журналисты и телерепортеры, но и представители западных СМИ. Борис Николаевич, весьма и весьма эмоционально и оживленно (видимо, ужин был неплохой) рассказывал о своей героической борьбе за независимость России.

В самый разгар конференции депутат ВС Эстонии Павел Панфилов спросил у Ельцина, а нет ли у того желания встретиться с русской фракцией? На что Ельцин, немного подумав, ответил, мол он "две ночи не спал, но так и быть, не посплю и третью". Встреча, действительно, состоялась, продолжалась она минут 15 и вылилась в монолог российского гостя. Закончив свой спич фразой "Россия вас не бросит!", он быстренько покинул помещение.

И второй момент. В Таллинн Б.Н. Ельцин прилетел на самолете. В аэропорту Ельцина встречало множество людей с транспарантами, плакатами, лозунгами. Они призывали к сохранению страны и надеялись найти у него защиту от быстро набирающего силу принципа "приоритета коренной нации". Охране с большим трудом удалось провести его сквозь ряды встречающих и незамедлительно отправить на Тоомпеа. Пока длились торжественный ужин, подписание договоров, пресс-конференция, людей в аэропорту стало еще больше. Народ уже знал о подписанных Ельциным договорах и намеревался до утра ждать его на летном поле. Часов около трех, когда людям сообщили, что Ельцина и Ландсбергиса уже отправили в Ленинград на автомашинах окольными дорогами, они стали расходиться. Я думаю, нет необходимости цитировать то, что люди говорили об этом визите и о самом визитере.

Экипаж до утра продолжал сидеть в кабине самолета и ждать… А наутро зарубежные СМИ сообщили, будто в Таллинне был раскрыт заговор с целью покушения на жизнь Бориса Ельцина.

Владимир Лебедев,
Депутат, член Президиума Верховного Совета Эстонии 1990-1992 гг.

P.S. 22 августа 2006 года латвийский президент Вайра Вике-Фрейберга вручила экс-президенту России Борису Ельцину орден Трех звезд первой степени. Он получил высшую государственную награду Латвии в знак благодарности за признание Москвой в 1991 году независимости Латвии и вклад в вывод российских войск из Прибалтики. "Бесконечно благодарен за столь высокую награду. Простите меня за то, что не приехал ранее", -- сказал Борис Ельцин, принимая орден.

Решение о награждении было принято латвийскими властями 28 февраля 2000 года.
Эстония не успела.
В.Л.

Поделиться
Комментарии