Предположим, что человек не будет жить на нашей планете вечно, а на крошечной Земле начнутся большие беды и катастрофы. Государства в таких условиях отстаивают свои интересы. Хотя современной Россией руководит сейчас относительно нормальный и либеральный глава, в этом государстве никогда вполне не исключена военная диктатура, которая может реально показать зубы.

Наше небо открыто, и эскадрилья бомбардировщиков соседнего государства поработала бы здесь чисто. Россия штурмовала бы Таллинн с воздуха вертолетным десантом на Эмари и другие аэродромы, а против столицы направила десант на судах-амфибиях типа "Иван Рогов".

Факт, что уличные бои не заставят себя ждать, а в некоторых частях Таллинна перестрелка началась бы немедленно. Именно для этого здесь оставлена пятая колонна, и треть тех, кто бесчинствовал на улицах в апреле 2007 года, немедленно приступила бы к действиям. Именно поэтому они героизируют Вторую мировую войну и представляют, что здесь живут какие-то "фашисты". Именно для этого они наверняка готовы кликнуть на помощь ту компанию, которая два года назад открыто облаивала нас и подвергала кибератакам.

Война может сделать первых последними, а последних — первыми. Никто из нас не знает, как поведет себя под огнем. Вполне возможно, что Март Лаар герой только против воображаемого противника, против фотографии Сависаара, но также возможно, что экс-премьер и офицер запаса проявит на поле боя исключительную личную храбрость. Что касается политика Рюйтеля, я почему-то предполагаю именно последний вариант, но политик Рюйтель все-таки уже пожилой человек и мы не можем до бесконечности прятаться за его широкой спиной.

Наш военный философ Лео Куннас немедленно закончил бы писать фантастический роман о межзвездных войнах. Совершенно уверен, что у Куннаса был бы тогда в прямом смысле забот полон рот, так что и высморкаться некогда: он должен быть одновременно и теоретиком, и практиком.

Что же станет делать обыкновенный человек? Что буду делать, например, я, когда десантники с базы Парусное — "парусники", быстрые ребята — катапультировавшись на аэродром, будут шнырять между домами здесь, в Ласнамяэ? Уверен, что держаться в задних рядах вместе с женщинами и детьми или прятаться в укрытии — не для меня, я еще не дряхлый дед и большая часть моей жизни еще наверняка впереди.

Естественно, мне придется обратиться в мою воинскую часть, которая доверит мне, как гражданину Эстонии, оружие. Но здесь свои проблемы: воинская часть, в которой я когда-то служил, давно не находится на прежнем месте. Силы обороны Эстонии не интересовались мною с 2000 года, когда меня действительно призывали на сборы.

К сожалению, я был тогда студентом и предполагаемый срок службы совпадал со временем сессии. Позже никто не проявил ко мне интереса — а сейчас уже 2009 год. Отсюда вопрос: почему эстонская армия не возобновляет отношений с резервистами? Почему нас не знакомят с новейшим вооружением? Что им скрывать?

Здоровый человек не понимает насилия, это ему чуждо до мозга костей, утверждал мой любимый психиатр доктор Артур Янов. Нормальный человек гнушается войны и насилия, но ему дорого его отечество. Поэтому так кошмарна мысль, что твое отечество топчут какие-то парусники. Но государство забывает о своих гражданах. Может быть, у них нет моего адреса? Вряд ли им не хватает денег на конверт или марку.

В случае возможного вооруженного конфликта оказывается, что желание обороняться имеется и у тех граждан, о которых государство забыло. Поэтому забытые граждане в случае войны станут партизанами. Лесными братьями, как наши деды. Вспомнится термин времен Северной войны — "загонщик уток". Никто не потерпит чужой погани здесь, где в дубовых рощах тысячи лет покоятся кости наших предков.

Похоже все-таки, что особенностью эстонской демократии не является наш вооруженный народ. Совсем наоборот — если государство не дает оружия, то придется поступить, как герой популярного фильма "Апокалипсис" — оружие просто придется взять у противника.

Поделиться
Комментарии