Широта соотечественности

Толковый словарь Даля определяет соотечественников как людей, рожденных в одном отечестве (отчизне), в одном государстве. Российский законодатель вышел за рамки, предлагаемые толковым словарем Даля, и обогатил науку расширенным понятием соотечественности, включив в него потомков собственно соотечественников по прямой нисходящей линии, и указав основные признаки соотечественности — общность языка, религии, культурного наследия, традиций и обычаев. На основе уточненного определения законодатель разделил соотечественников на виды:

(1) граждане Российской Федерации, постоянно проживающие за рубежом;

(2) лица, состоявшие в гражданстве СССР, проживающие в государствах, входивших в состав СССР, получившие гражданство этих государств или ставшие лицами без гражданства;

(3) выходцы (эмигранты) из Российского государства, Российской республики, РСФСР, СССР и Российской Федерации, имевшие соответствующую гражданскую принадлежность и ставшие гражданами иностранного государства либо имеющие вид на жительство или ставшие лицами без гражданства;

(4) потомки лиц, принадлежащих к вышеуказанным группам, за исключением потомков лиц титульных наций иностранных государств.

На этом иллюзия единства исчерпывается.

Иллюзия соотечественности

Российская Федерация гарантирует защиту и покровительство за рубежом только своим гражданам, которые пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, проживающими на территории Российской Федерации (ст.7).

Лицам, состоявшим в гражданстве СССР, Российская Федерация содействует в реализации основных прав и свобод человека, оказывает им помощь и поддержку на основании настоящего Федерального закона и международных договоров Российской Федерации с учетом законодательства государств их проживания (ст.8).

Российская Федерация благоприятствует сохранению выходцами (эмигрантами) связей с Российской Федерацией во всех областях и использованию возможностей, предоставляемых соотечественникам (ст.9).

На потомков соотечественников, являющихся гражданами Российской Федерации или лицами, имеющими двойное гражданство, одно из которых — российское, распространяется действие статьи 7 настоящего Федерального закона. РФ создает условия для поддержания их интереса к Российской Федерации и связей с ней (ст.10).

Таким образом, одной категории соотечественников — гарантируют, другой — содействуют, третьей — благоприятствуют, четвертой — создают условия для поддержания интереса.

Соотечественная гребенка широка, но, пользуясь формулой Достоевского в отношении того, как следует поступить с широтой русского человека, понятие "соотечественник" необходимо сузить. С одной стороны, закон создает иллюзию единства соотечественности, а с другой — четко разделяет соотечественников на виды, далекие от равенства в правах. Это есть основное противоречие действующего закона, представляющееся неразрешимым с помощью процедуры внесения поправок.

Противоречие порождает конкуренцию

Неравенство в правах неизбежно порождает жесткую конкуренцию соотечественников перед правоприменительными органами. Закон не позволяет консульским учреждениям РФ ко всем соотечественникам относиться одинаково, порождая сложную в нравственном отношении проблему выбора. Наша гипотетическая сорока одному дала гарантированную кашку, а прочим вместо кашки — содействовала, благоприятствовала и пробуждала интерес к пище. Последнее особенно безнравственно, когда исходит не от сороки, а от законодателя.

Проблема неравенства в правах порождает проблему уравниловки через специальный документ, свидетельствующий соотечественность, который консульские учреждения обязаны выдавать в месячный срок по месту проживания заявителя. (Перед гражданами РФ, постоянно проживающими за рубежом, такая проблема не стоит.) Форма обещанного удостоверения (свидетельства) до сих пор не разработана. Кроме того, возникнет проблема формирования соответствующей базы данных, в которой будут накапливаться сведения об иностранцах и лицах без гражданства. Неизбежно встанет вопрос о том, как эта база данных будет использоваться, и тут вновь не избежать подозрений в формировании "пятой колонны".

Виза соотечественника

Возможно, противоречие, возникающее из неравенства в правах, может быть несколько смягчено путем введения "Визы соотечественника", которая могла бы выдаваться консульскими учреждениями РФ тому, кто по закону является соотечественником, при условии предъявления обратного билета и документа, подтверждающего финансовую состоятельность заявителя. Срок такой визы может быть ограничен одним месяцем пребывания на территории РФ, но зато "Виза соотечественника" могла бы избавить соискателя от унизительной процедуры регистрации и оплаты некоторых российских услуг, включая транспортные, по тарифам для иностранцев.

"Визу соотечественника" на тех же условиях, но уже за символическую плату, можно было бы распространить и на лиц без гражданства, желающих воспользоваться режимными и тарифными льготами на территории РФ.

"Виза соотечественника", будучи вклеена в паспорт или рейсовый документ, не уравнивая соотечественников в правах с гражданами Российской Федерации, могла бы смягчить противоречия набором стандартных льгот для всех категорий соотечественников. Просматривается и очевидная экономия — не нужно разрабатывать, печатать и выдавать удостоверения, не нужно принимать и рассматривать заявления, создавать специальную базу данных, наконец, не нужно ничего менять в консульской работе дипломатических представительств РФ.

Все остальное

Все остальное — политическая поддержка, экономическая помощь, культурный обмен, консульские услуги и прочее — должно быть вынесено за рамки закона о соотечественниках и должно регулироваться на основе внутреннего российского законодательства и соответствующих международных договоров.

Конечно, в идеале хотелось бы установить прямой диалог русской диаспоры (общин) с Россией без уродливых наростов вроде СОРСЭ. В Эстонии давно уже существует Совет русских общин, который не является зонтичной организацией (крышей) для мелких субъектов, не имеет формальной регистрации и формального членства, построен на основе общности интересов и равенстве всех участников независимо от размеров организаций, которые они представляют, и отношения к тому или иному гражданству. Достаточно, чтобы все участники совета (отнюдь не формальные члены!) проявили заинтересованность в решении той или иной общинной проблемы. Уже есть прецеденты, когда совет высказывал консолидированное мнение общины по важным для нее вопросам, и это мнение дорогого стоит, потому что свидетельствует о наличии подлинного, а не показного единства интересов.

Мы не имеем права вымогать у России блага, но с благодарностью должны принимать то, что она может дать нам даром или за символическую плату. Мы должны избавить Россию от необходимости решать проблемы натурализованных в иностранных гражданствах "соотечественников". Юридическую, политическую, историческую и нравственную ответственность за них должны нести те государства, которые предоставили им свое гражданство.

Вопрос ответственности есть вопрос принципиальный, обусловленный обязательствами верности и лояльности, которые берут на себя неофиты, приобретая новое гражданство, т.е. заключая завет с новым Отечеством. Случись что, новое отечество потребует здоровье и саму жизнь неофита, потребную ему для вооруженной борьбы против России. И это не предмет для шуток или праздного зубоскальства, это констатация реальности.

Поделиться
Комментарии