Европейский парламент шестого созыва, избранный пять лет назад, завершает свою работу. В отличие от национальных парламентов, он не обладает законодательными полномочиями, но участвует в выработке европейских норм права, которые играют существенную роль для всего Сообщества. Кроме того, Европарламент принимает бюджет Евросоюза, что имеет немаловажное значение в период нынешнего кризиса, и осуществляет контроль над работой Европейской Комиссии.

На этих выборах планируется избрать 750 депутатов от 27 государств членов ЕС, в том числе 6 депутатов от Эстонии. В прессе уже давно идет обсуждение новых кандидатур. Мое внимание привлекли две статьи на Дельфи, которые показали различные мнения их авторов. Радует то, что авторы с разных позиций попытались оценить кандидатуры от русскоязычной части населения. При этом, у М. Петрова «(Оглянись вокруг себя»), в отличие от серьезной аналитической статьи С. Середенко («Евровыборы: оптимистичный подход»), превалировали политические ярлыки, а его нападки на «либеральную», «левую», «пирожковую» (по терминологии Петрова) или иную другую интеллигенцию вызывают чувство брезгливости. Кроме того, он, вероятно, перепутал выборы депутата в Европарламент с выборами «атамана в русской общине».

Есть существенная разница между выборами депутата и лидера русской общины. Одного депутата в Европарламент еще можно избрать, но единого лидера русской общины трудно. Зададим себе вопрос, а зачем нам нужны русскоязычные депутаты в Европарламенте? Чем они там должны будут заниматься, в отличие от эстоноязычных? Кто, из числа заявленных кандидатов, больше всего подходит к этой роли?

С житейской точки зрения, конечно, заманчиво участвовать в работе одного из высших органов Европейского союза, где зарплата депутата исчисляется сотнями тысяч крон и дополнена многими льготами, которые простому человеку и не снились. Не каждый способен устоять перед таким соблазном. Необходим особый склад характера.

В 2008 году, хотя руководство ЕС делало все, чтобы не выносить сор из избы, в Европарламенте возник скандал, вызванный сенсационными откровениями лидера фракции либеральных демократов Великобритании Криса Дэвиса, который рассказал о практике нецелевого расходования средств, выделяемых на содержание помощников депутатов. Согласно бюджету ЕС, каждый из нынешних 785 депутатов получал 23 тысячи долларов или 12000 евро в месяц для оплаты расходов помощников. В рамках этой суммы каждый депутат имел право нанять от одного до десяти человек помощников. Но, как выяснилось, некоторые евродепутаты под видом оплаты услуг помощников переводили деньги на липовые счета, попросту присваивая бюджетные деньги. Тем более, что помощником депутата может быть кто угодно, включая членов их семей. Так, 19 из 78 британских депутатов Европарламента, опрошенных СМИ, признались, что нанимали на работу своих близких. Аудиторы обнаружили, что большая часть расходов, предназначенных для содержания помощников, не имела документального подтверждения.

Кроме оплаты помощникам, евродепутат имел право приглашать к себе в гости друзей, знакомых, близких и т.д. За каждого гостя Европейский парламент платил ему дополнительно еще 446,55 евро или около 6987 крон для покрытия расходов гостя на путешествие и питание в Брюсселе, Страсбурге или Люксембурге, пишет Äripäev. Всего ЕС выдал эстонским евродепутатам около 10 миллионов крон на принятие гостей.

Таким образом, немалое значение при подборе имеет нравственный облик кандидата, его неподкупность и честность. Некоторые считают, что Европарламент — не что иное, как пустая говорильня, в которой бюрократы из разных партий получают огромную зарплату, не влияя ни на что. Не следует забывать, что Европейский парламент – это, прежде всего, высокая трибуна, где можно озвучить те проблемы, которые волнуют русскоязычных людей. Следовательно, депутат должен быть прекрасным оратором, компетентным ученым, способным на равных вести дискуссию, причем на английском языке, убеждая и побеждая противников своими аргументами и фактами.

Любые выборы, а тем более в европарламент – это борьба коллективная. За кандидатом должна стоять какая-то политическая сила. Главное отличие новых выборов в Европарламент состоит в том, что они пройдут по закрытым спискам, в которых партии представят своих кандидатов строго по очереди. В парламент ЕС пройдут только те выдвиженцы политических партий, которые стоят во главе списка. Соревнуются партии, а не персоны, ибо в Европарламенте депутаты представлены по партиям. Новшеством станет и то, что можно будет в течение семи дней проголосовать через Интернет.

Каждому русскоязычному кандидату, чтобы участвовать в выборах, надо представить свою программу деятельности и найти соответствующую партию, которая согласилась бы поставить их имена первыми в списке. Кроме того, нужно, чтобы эта партия сама набрала не менее 17% голосов избирателей, а не один-два процента, как это было в предыдущие годы. Теоретически это возможно, но практически сложно.

Не всякий русскоязычный «деятель» годится в депутаты. Выбирать депутата лишь потому, что он русский – это абсурд. Необходим не просто «лидер общины», а известный публичный деятель, компетентный политик и правозащитник, знающий проблемы как неэстонцев, так и эстонцев. Евродепутату неизбежно придется бороться за равные права людей, уметь защищать интересы республики, аргументировать и отстаивать свои убеждения. Он должен хорошо знать законы Эстонии и европейские нормативные акты.

Для русскоязычных людей таким примером является латвийский депутат Европарламента Татьяна Жданок. Но удастся ли кому-нибудь из кандидатов Эстонии пройти путь Татьяны Жданок, которая стойко защищала права всех русскоязычных людей (а не только русских) в Латвии и в Эстонии? Нам нужен кандидат, чем-то похожий на Жданок. Вариантов немного. Среди обсуждаемых кандидатур немало достойных и уважаемых людей, известных в Эстонии, в том числе Алексей Семенов, Геoргий Быстров и Дмитрий Кленский. Кандидатуры Станислава Черепанова и Юрия Мишина вряд ли можно считать конкурентоспособными.

Говоря о Георгии Быстрове, хотелось бы отметить такие его качества, как большой опыт организационной работы, воля к достижению цели. Он прекрасный хозяйственник и мэр города Маарду. Одним словом, человек на своем месте. Мне кажется, тут к месту будет русская поговорка "от добра добра не ищут". Интересно то, что все это знают и вроде бы понимают, но не стремятся высказать прямо.

Димитрий Кленский – публицист, оратор, неутомимый боец, харизматический лидер, своего рода «Робин Гуд эстонского разлива», преданный делу борьбы за справедливость и равноправие. Если он уйдет из текущей политической и общественной жизни Таллинна, то жизнь станет скучной. Нет ясности, какая партия стоит за ним и будет ли кто-нибудь поддерживать его организационно и материально.

Кандидатуру Станислава Черепанова из РПЭ - активиста русской "культурной" автономии, трудно обсуждать серьезно, ибо его единственная идея автономии абсурдна от начала и до конца. Она практически не реализуема, хотя и есть судебное решение. Это говорит о том, что он не владеет ситуацией и не понимает полностью тех проблем, которые сегодня стоят перед русскими в Эстонии. Подавляющее большинство руководителей национально-культурных обществ, в том числе русских и славянских, выступают за принятие нового закона о национальных меньшинствах.

Наиболее импозантной является кандидатура Юрия Мишина, который взял эстонское гражданство буквально накануне. Вероятно, ему это надо больше для пиара перед выборами в местные органы самоуправления. Ведь почему бы не использовать возможности для подготовки к выборам в Нарвское горсобрание, авось что и получится.

Очень интересна кандидатура Алексея Семенова. Как пишет С. Середенко, он «как будто специально для Европарламента придуманный». С этим нельзя не согласиться.

Семенов уже сегодня тесно сотрудничает с Татьяной Жданок, знаком со многими европейскими правозащитными деятелями и организациями. Он - опытный теоретик и практик, владеющий искусством анализа социальных и межнациональных процессов, знающий европейские нормативные акты. Долгие годы возглавляет Центр информации по правам человека, а его правозащитная деятельность известна далеко за пределами республики. Он стойкий сторонник равноправия наций, языков и культур, противник дискриминаций, убежденный демократ, прошедший хорошую школу политической деятельности.

Алексей Семенов много лет был в руководстве ОНПЭ, входил в состав Круглого стола национальных меньшинств при Президенте ЭР, а также в различные Консультативные советы при министре народонаселения, мэрии Таллинна и другие. Он прекрасно понимает, что равенство перед законом не означает равенства перед фактом. К тому же владеет английским языком, что имеет немаловажное значение в искусстве полемики. Он интеллигентен и компетентен, имеет немало научных трудов.

Надеюсь, что кандидатура Семенова найдет поддержку какой-либо политической партии, ибо он наиболее подходящая кандидатура из представителей русскоязычного меньшинство Эстонии на выборах в Европарламент.

Конечно, если бы всем негражданам разрешили принимать участие в выборах в Европарламент, то электорат существенно увеличился бы и рейтинг русскоязычных кандидатов существенно возрос бы. Но, к сожалению, дискуссия по этому вопросу в Европарламенте закончилась ничем. Еврокомиссар Жак Барро предложил странам — участницам ЕС обменяться опытом защиты прав нацменьшинств, признав, что сегодня ЕС еще не готов юридически ее решить. Это говорит о том, что вся борьба еще впереди, и надеяться нужно на тот электорат, который есть.

Не следует забывать, что манипуляция сознанием есть главное средство подчинения людей. Человек, идущий на выборы и искренне надеющийся в их ходе изменить жизнь государства, часто становится жертвой манипуляции, когда перестает рассуждать и думать своей собственной головой. Манипуляция - это не насилие, а, как и эротика, соблазн. Политики всегда будут обещать и соблазнять, но выбор, в конечном счете, делают сами люди. Каждому человеку дана свобода духа и свобода воли. Значит, он может устоять, не впасть в соблазн. Свобода так просто не дается, за нее нужно уметь грамотно бороться.

Поделиться
Комментарии