Правительство мечется, латая дыры в госбюджете на 2009 год, не зная выхода из экономического кризиса. При этом оно никого кроме себя не слушает и не слышит. И премьер-министр Андрус Ансип делает хорошую мину при плохой игре. Март Лаар, как истый коммунист, подбадривает: "Нам нужна смелость, чтобы смотреть в будущее!" Слова, слова, слова…

Паникеры и истерики

Работодатели добились от обслуживающей их интересы парламентской коалиции принятия невыгодного для работников закона о трудовом договоре — он вступит в силу в середине будущего года, в самый разгар кризиса. Но безработица уже сегодня растет на глазах. Население снимает деньги с банковских депозитов.

Наладить взорванный в апреле 2007 года мост и без того хилого российско-эстонского сотрудничества пытаются центристы. Но все устремления на восток подвергаются остракизму. Провалилась и попытка бизнесменов во главе с Тийтом Вяхи создать новую партию прагматичного бизнеса.

Взбодрились национал-радикалы всех мастей, почувствовав, что Евросоюз стал прижимать им хвост. Мы становимся свидетелями "националистического" пира во время общественно-социальной "чумы".

Региональный министр Сийм-Валмар Кийслер предлагает иноземцам сливаться в экстазе с "интеграцией" — призывает менять русские фамилии на эстонские. Министр образования Тынис Луукас грозит ликвидировать сто гимназий, имея в уме и все русские.

Мать "Народного фронта" Марью Лауристин лицемерно озабочена выращиванием новой русской элиты, способной говорить по-эстонски. Поэт Хандо Руннель — вдохновитель переноса памятника на Тынисмяги — сравнил местных русских "с инородными телами, которые загрязняют здоровый организм эстонской нации". Националист Мартин Хельме вопит о том, что государство подвергается истребительному огню как с востока, так и с запада. Его отец, посол Март Хельме впал в истерику, считая предложенные прокурором условные наказания для обвиняемых в организации апрельских беспорядков капитуляцией эстонцев перед русскими.

Сам премьер-министр Андрус Ансип, решив переплюнуть российского коллегу Владимира Путина, патетически заклинает не распад СССР, а советский режим, который, по его мнению, на самом деле стал катастрофой XX века.

Министр обороны Яак Аавиксоо шантажирует составителей госбюджета снижением безопасности страны, если его ведомство не получит необходимой суммы и не купит танки. А именно, он заявляет, что иначе пятая часть эстонцев снова окажется в Сибири или будет расстреляна.

Даже русская культура и духовность объявлена экспертом по безопасности Ханнесом Контом непосредственной угрозой нашему государству. Неужели контрмерой стало издание массовым тиражом календаря с плакатами времен нацистской оккупации?

Шпионы и корруптанты

Нашлись политики-интеллигенты — противники газопровода Nord Stream Игорь Грязин и инициатор апрельской зачистки Тынисмяги Хардо Аасмяэ, которые возмутились положительными в Эстонии отзывами в адрес покойного Патриарха Московского и всея Руси. Не имея ни одного пригодного для суда доказательства, они утверждают, что Алексий II некогда был агентом КГБ.

Зато оба "забыли", что ради межэтнического мира в Эстонии Патриарх пошел на неслыханные уступки — запретил в середине 90-х проводить третий Крестный ход в Таллинне, в нарушение православного канона допустил-таки существование в Эстонии двух православных церквей, не стал настаивать на возвращении недвижимости и церковной собственности Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата.

Страну поразила шпиономания. В нарушение презумпции невиновности и законов высшие госчиновники систематически, в унисон с "графиком" экономического кризиса, распространяют никем и ничем не подтвержденные сведения о деяниях надуманного изменника Родины — "эстонского Штирлица" Хермана Симма. Русские разведчики мерещатся и Эдгару Сависаару. Его перещеголяли социал-демократы: евродепутат Катрин Сакс видит их на семинаре в Страсбурге, где рассказывают о жестокости нашей полиции в апреле 2007 года, ее однопартиец в столичном горсобрании Яак Юске подозревает в связях с российскими агентами аж самого Сависаара.

Нарастает правовой нигилизм во власти. Обычной стала утечка в СМИ информации из прокуратуры и полиции. Журналисты становятся "удлинением руки" полиции. Политики уже не скрывают — Эстония вот-вот будет полицейским государством, полиция открыто вмешивается в политику, что запрещено законом.

Министр внутренних дел Юри Пихл призывает граждан не платить штрафы за неправильную парковку автомобилей в дни снежного бурана. Прокуратура намерена ограничить доступ адвокатов к материалам следствия. Уже очевидно, что прокуратура и правоохранительные органы стоят не на страже Закона и законности, а обслуживают интересы правительства.

В кампанейщину и фарс превращена борьба с коррупцией. Она сосредоточена только на городах, где у власти центристы — Нарва, Пярну и теперь Таллинн. Полицейские операции тут становятся неприкрыто опереточными. Потому что борьбу с коррупционерами ведут не министерства и чиновники, а реформист (министр юстиции Рейн Ланг) и социал-демократ (министр внутренних дел Юри Пихл). То есть избирательной борьбой за справедливость прикрывают борьбу за власть.

Место Пятса вакантно

Этот букет декабрьских страстей не имеет ничего общего с управлением государством. Впечатление, что оно живет в режиме "автопилота". В прессе уже открыто раздаются призывы "Государство, делай же что-нибудь!".

Спикер парламента Эне Эргма призывает политиков забыть про предвыборные обещания, но не призывает к отставке обанкротившегося правительства.

Наконец-то, все очевиднее и для широкой публики, что страной управляют дилетанты, которые компенсируют отсутствие своей компетентности вульгарной политической самодеятельностью. Увы, она привела общество в замешательство и уже с апреля 2007 года способствует расшатыванию государственных устоев.

Что же делать? Мэр Таллинна Эдгар Сависаар, как самый серьезный игрок на этом поле и единственный с признаками государственного мужа политик Эстонии, справедливо усматривает во всей этой вакханалии "охоту на ведьм", которая, по его убеждению, все равно не спасет от кризиса.

Ведущий политик страны увязывает это с желанием находящихся у государственной власти партий (реформисты, IRL и социал-демократы) любой ценой выиграть предстоящие в 2009 году выборы в Европарламент и местные органы самоуправления.

Возможно, из каких-то соображений, Сависаар пока не говорит о куда большей угрозе, которую подметил лидер общественного мнения Юхан Кивиряхк. Тот прямо указывает на признаки неовапсизма в обществе, то есть признаки реванша националистов.

В начале 30-х годов прошлого века в условиях мирового экономического кризиса в Эстонии возникла опасность провозглашения пронацистского режима. К власти рвались ветераны Освободительной войны — вапсы (от эст. Vabadussõda).

Хотя вапсы, благодаря своей демагогии и игре на национальных чувствах эстонцев, получили на выборах огромную поддержку избирателей, эту угрозу предотвратил президент Эстонии Константин Пятс. Он совершил государственный переворот, установив свою авторитарную власть, запретив политическую деятельность в стране. Сегодня ситуация во многом схожая, впрочем, охотников на роль Пятса пока не видать.

Кто в доме хозяин?

Сегодня в роли неовапсов выступает правящая коалиция, причем первую скрипку, но оставаясь в закулисье, играет партия Марта Лаара IRL (Isamaaliit –Res Publica) и примыкающие к ним национал-радикальные организации.

Сегодня вариант с единоличной диктатурой вряд ли пройдет. Но вполне реальна диктатура партийная, естественно, замаскированная под демократию. Все ее признаки обнаружились в 2006 году, когда началась возня вокруг Бронзового солдата. К сожалению, этой, уже тогда наметившейся тенденции, содействовала и оппозиция. В том числе и центристы. Об этом говорит и их скандальное заявление о том, что к концу апреля 2007 года все парламентские партии пришли к единому выводу, что Бронзовому солдату не место на Тынисмяги.

Такая линия двурушничества и поиска исключительно своих, узкопартийных, выгод привела центристов к печальному финалу. Сначала, еще до местных выборов в 2005 году, власть совместно с партией Сависаара задушила остатки русской оппозиции. Русские сохранили пусть формально, но самостоятельное представительство только в Маарду. Затем последовали выборы президента и Рийгикогу, где явных фаворитов центристов проамериканские политические силы подавили с помощью предвыборных пиар-фокусов, административного ресурса и выкрутасов Республиканской избирательной комиссии.

Ну, а после этого началась зачистка уже эстонского партийного поля. Первыми под топор попали "сельские центристы" — партия Народный союз во главе с Виллу Рейльяном. Его обвинили во взяточничестве, но уже год не могут это доказать. Видно, как и у "шпиона Симма", сценарий уголовного преследования рассчитан на весь предвыборный период.

Летом этого года очередь дошла и до центристов, которые безразлично наблюдали, как расправлялись с другими. Демонстративное хозяйничанье в столичной мэрии полицейских было с помощью проправительственных СМИ сервировано, как спектакль "Кто в доме хозяин?".

Эта акция очень походила на состоявшийся несколько лет назад согласованный со СМИ публичный арест профессионального столичного вице-мэра Владимира Панова, которого под непонятно откуда появившимися телекамерами вывели из кабинета в наручниках. Кстати, именно с этого началась завершающая стадия зачистки русского политического поля. Потому и "Ночной дозор", появившийся для эстонской политэлиты, словно черт из табакерки, был жестоко подавлен за то, что русские "уличные политики" осмелились выступить как политическая сила. Но есть основание опасаться, что происходящее сейчас в стране, когда все более заметную роль играют полиция и вообще силовые структуры, это все — лишь "цветочки".

Выход есть? Есть!

В 2009 году нас ждут первые "ягодки". И экономический кризис будет, возможно, не самой страшной из них. Кому-то очень хочется спровоцировать еще одну маленькую "грузинскую" войну-авантюру. Прав Сависаар: "ставка делается на "русскую карту". В политических кулуарах говорят о провоцировании русских на борьбу за автономию на северо-востоке. Это сплотило бы эстонцев вокруг нынешней власти, которая при этом напоминает дуб, но трухлявый.

Очередная, как и в "Бронзовой ночи", победа власти только усилила бы искусственность положения — власть трещит по всем швам, она антинародна, но будет удерживаться на сваях благодаря националистическому угару половины эстонского населения.

И все же Эдгар Сависаар сомневается в успехе использования нынешним правительством "борьбы с коррупцией" и "русской карты" ввиду невозможности этого в современных внутриполитических условиях и при нынешнем международном положении.

Но мне кажется, что такая его наивность — и уже не в первый раз — может сыграть злую шутку с Сависааром и центристами. Не дай Бог, но они могут снова, как и в 2006-2007 годы, наступить в 2009 году на те же грабли. Их просто обведут вокруг пальца.

Есть ли выход? Сависаар говорит, что реформисты могли бы создать новую коалицию — с центристами. Но сам тут же пишет, что "Центристской партии трудно представить себя в правительстве вместе с партией, пустившей под откос экономические успехи Эстонии и отказывающейся признавать свои ошибки, помогать людям и предприятиям предпринимать шаги для спасения экономики".

Вот и получается: партийный интерес и для центристов выше. А как быть с интересами народа, государства? Потому видится третий вариант — создание правительства народного согласия.

В него вошли бы представители всех парламентских партий, включая оппозиционные. А включили бы в кабинет министров еще и русского — так на время кризиса мир обеспечен! Да и ответственность за кризис в глазах избирателей поделилась бы поровну между всеми. Более того, это позволит оживить и демократические основы государства. Прекратится "охота на ведьм", полицейские преследования по партийному признаку. Уменьшится межпартийная грызня. В обществе станет возможной дискуссия, которой так не хватает для выработки единственно правильного выхода из кризиса.

Власть и народ

Об этом пишет профессор Таллиннского технического университета Райнер Каттель. Разумеется, придется отказаться от слепой реформистской веры в либеральные идеи. Потому что сейчас никто в мире, кроме Эстонии, не продолжает неолиберальную экономическую политику.

Профессор ссылается на авторитетное мнение свежего лауреата Нобелевской премии Пауля Кругмана, который утверждает, что во время депрессии спасительно действуют иные правила экономики: нужны нестандартные, но тщательно взвешенные решения. Добиться этого можно только в условиях открытых дискуссий и умения учиться на своих ошибках.

Беда нынешней власти в том, что она остается в плену своих старых воззрений, которые годились еще год назад, когда экономика процветала, да и то, благодаря тому, прежде всего, что для западных инвесторов эстонская экономика привлекательна лишь дешевой рабочей силой.

Не стоит игнорировать и мнение транзитного бизнесмена Олега Осиновского, который предлагает национально озабоченным политикам наступить на горло собственной песне и привлекать в Эстонию российских инвесторов. Кстати, как это делает Таллинн, завлекая на Рождество туристов из России. В выигрыше — все!

Итак, если руководство страны не изменится и все останется по-старому, то Эстонии будет угрожать диктатура. А власти — народ?

Поделиться
Комментарии