Хотя ни одна страна и не является уникальной, у каждой страны есть своя специфика, выражающаяся в политических компромиссах и договорах между властью и населением. Стремление законодателей получать хорошую зарплату не уникально, так же как не уникальна человеческая жажда счастья. А вот конкретные цифры этого счастья являются индивидуальными. Если наши европарламентарии смогли остаться в стороне от порочной практики выплат за несостоявшиеся авиаперелеты и найма жен и племянников в качестве "советников", то не-евро-парламентарии стали излюбленной мишенью прессы из-за своих зарплат, доплат и выплат.

Наиболее интересно то, что из-за бешеного экономического роста последних нескольких лет зарплата местного депутата становится все более и более конкурентоспособной не только по сравнению с зарплатой хорошего специалиста (2 средних), но и по сравнению с зарплатами увешанных орденами и регалиями народных представителей даже расфуфыренных королевств и заокеанских империй. К примеру, депутат королевства шведского, в погоне за уровнем жизни в котором надорвалось не одно государство, получает "всего" 87 тысяч эстонскими деньгами. Член палаты общин Великобритании, где "социальная справедливость" понимается совсем по-иному, получает, по сегодняшнему неблагоприятному для фунта стерлингов курсу, 100 тысяч эстонских крон в месяц. И даже представитель соответствующей палаты великого и ужасного многонационального американского народа довольствуется скромным эквивалентом 138 тысяч крон. В нашей экономной стране депутаты получают 64 000 крон.

Вряд ли существуют парламенты, обитатели которых не получают дополнительных пособий или привилегий, есть они — и не малые — у шведов, британцев и членов Рийгикогу. Однако совершенно очевидно, что при имеющихся сегодня темпах роста зарплаты существует риск, что парламент очень скоро войдет в пятерку наиболее богатых парламентов мира, в то время как остальная страна останется далеко позади. Действительно, хотя зарплата американского парламентария чуть выше, чем 4 средних зарплаты по стране, этого нельзя сказать про многие развитые европейские страны. В Швеции зарплата депутата равна двум средним зарплатам, в атлантической Великобритании и республиканской Франции представители получают около трех средних.

Естественно, могут существовать и другие страны, где парламентарии получают и большую зарплату, например, Россия, где разрыв составляет примерно 8,5 раз (смотри эту докладную записку, где есть таблица с примерами соотношения зарплат депутатов и населения http://www.council.gov.ru/files/journalsf/item/20061017125126.pdf), поэтому нельзя все-таки взваливать на Рийгикогу все мировые грехи, как это делают некоторые издания.

С другой стороны, казалось бы, что в условиях кампании СМИ против повышения заработной платы рядовых народных представителей последние не упустят возможности использовать это внимание и удивить население своими инициативами, тем более, что упреки общественности все-таки имеют кое-какую основу, если обратиться к примерам европейских стран. Однако единственные предложения по снижению зарплаты поступили от наиболее объевропеившихся социал-демократов. Действительно, в Греции и Португалии, об опасности экономического превращения в которые недавно предостерегали некоторые члены парламента, депутатские зарплаты еще выше, чем 4 средние по стране.

Поделиться
Комментарии