Эти две вещи несовместимы. В советское время такой способ мышления был бы к месту, мол, мы все время работаем и, конечно, "больше, чем в прошлом году", но был ли от этого толк — не интересовало никого. Сегодня так действовать нельзя ни в экономике, ни в науке, ни в сфере профилактики СПИДа. Делал ли ты и сколько сделал — не имеет значения. Значение имеет лишь одно — есть результат или нет.

Особенно это важно в отношении инфекционных заболеваний. Инфекция не терпит лицемерия и приукрашивания, она больно мстит, если ее игнорируют и недооценивают. В середине 1990-х годов игнорировали опасность СПИДа и инфекция отомстила тяжелей эпидемией. Сейчас обстановка изменилась, финансирование увеличено в десятки раз, со СПИДом борются все, кому не лень, но результат средненький, если не сказать драматический.

Количество ежегодных случаев заражения не падает ниже 600. Для нашей маленькой страны это означает проблему не только в области здравоохранения или социальной сферы, но и безопасности в целом. Я говорю со всей ответственностью, что, несмотря на большой информационный шум вокруг СПИДа, проблема по-прежнему недооценивается. Это выражается в следующем.

• Руководство борьбой со СПИДом практически отсутствует. Большие надежды возлагались на созданную при правительстве два года назад комиссию, но, несмотря на то, что я сама являюсь членом этой комиссии, могу сказать, что звезд с неба эта комиссия не достала.

• Ответственными за СПИД и наркоманию назначены неопытные девушки, да и те в большинстве разбежались — кто замуж, кто за границу, кто на поиски синей птицы.

• С большой шумихой были приняты стратегии борьбы со СПИДом и наркоманией, масштабные и расплывчатые, как моральный кодекс строителя коммунизма, но что с ними теперь делать, не знает никто.

• Борьба с эпидемией ведется за счет старых запасов, то есть теми способами, которые были приоритетными 4-5 лет назад, когда самой важной была профилактическая работа с наркоманами, проститутками, геями и заключенными. Теперь все эти необходимые виды деятельности развиты, но работа налажена, и нет смысла бесконечно ее усовершенствовать.

• Самый главный приоритет не признается приоритетом. Я говорю о предупреждении распространения ВИЧ среди молодежи. Развитие эпидемии достигло фазы, когда заражаться начинают молодые люди, не наркоманы и не торгующие собой, которые живут обычной жизнью обыкновенной молодежи, ходят на вечеринки, мечтают о любви, склонны к риску и еще не умеют ничего бояться.

• Мы уже опаздываем с подготовкой к эпидемии в этой приоритетной группе, но и сегодня еще не поздно мобилизовать все возможности и ресурсы. В действительности положение с предупреждением СПИДа в этой группой просто катастрофическое. В соответствии со стратегией СПИД с 1 сентября профилактическую работу с учащейся молодежью должно было начать министерство образования и науки, поскольку ранее финансировавший эту работу Global Fond закончил свою деятельность в Эстонии. Министерство проспало нужный момент. Спасательный круг бросил Институт развития здоровья, согласившийся продолжить эту работу до нового года. Новый год на пороге, но от сна еще не пробудились. Доброе намерение борцов со СПИДом — ввести воспитание здоровья в образовательные программы в качестве ежегодного предмета — заброшены в дальний угол из-за политических игр на ниве образования. Майе Алас, единственный компетентный специалист по воспитанию здорового образа жизни, по моим сведениям, сокращена из министерства.

• Причины того, почему мы все-таки не справляемся с эпидемией, какие факторы препятствуют этому, не проанализированы. Этот анализ должен быть честно проведене независимыми экспертами. До сих пор зарубежные эксперты и бесконечные местные аудиты изучали в основном одно — правильно ли расходуются деньги, отпущенные на СПИД. Это тоже нужно, но анализ ситуации просто необходим.

• Проводимые средствами массовой информации кампании не обсуждаются со специалистами, поэтому информационный заряд часто направляется мимо цели. Учитывая стоимость таких кампаний, промах тут — слишком дорогое удовольствие. Например, слоганом нынешней тестовой кампании является: "Позаботься о себе и о других — пройди тест". Прохождение теста является заботой только о себе: окажешься ВИЧ-позитивным — получишь своевременное лечение. Заботой о других является не предъявление справки, а безопасное поведение как в сексе, так и при инъекциях (не обязательно наркотиков). Это значит, что за большие деньги мы прививаем молодежи неправильную модель поведения.

• Крупнейшая международная организация по борьбе со СПИДом UNAIDS имеет в каждом государстве своего представителя, распространяющего прямо из штаб-квартиры все новейшие направления, информацию об опыте, лучшие практики и самую свежую литературу. У нас тоже имеется такой человек, но никто из работников сферы профилактики СПИДа не знает об этом, поскольку деятельности не видно. Я узнала имя этого человека через Женеве.

На этом пока закончу печальный перечень недостатков в борьбе против СПИДа. И так некоторые руководящие девушки упрекают меня в том, что я только критикую, а решений не предлагаю. Немного сообразительности, и по моим замечаниям можно составить конкретный план действий. Так что вперед!

Эпидемию мы сможем побороть, если не будем ее недооценивать и не будем пытаться закидать ее шапками.

Поделиться
Комментарии