Вспоминая о быстром экономическом росте и консервативной бюджетной политике Эстонии, трудно поверить, когда уже в августе этого года слышишь, что резервный фонд правительства практически пуст. Об этом сообщил лично министр финансов, заявивший в "Ээсти пяэвалехт" за 9 августа, что правительство распланировало резервный фонд до нуля. Слыханное ли дело, чтобы за столь короткий период времени правительство смогло растратить миллионы крон, хотя ничего чрезвычайного и непредвиденного, чего нельзя было запланировать, не случилось — ни крупных лесных пожаров, ни загрязнений моря, по моим данным, в этом году не было.

Резервный фонд правительства предназначен для экстренных расходов, а потому, если он действительно уже почти пуст, мы должны готовиться к самому худшему. Если при нынешней сухой и жаркой погоде где-то возникнет крупный пожар или случится загрязнение моря, как в прошлом году, то государство окажется не готовым к подобным непредвиденным ситуациям. В то же время правительство не торопится принимать и иные меры, которые могли бы стабилизировать ситуацию, например, оно отказалось от плана образования топливного фонда, хотя это могло бы значительно облегчить жизнь как государству, так и налогоплательщикам. В то же время нынешнее правительство громогласно заявляет, что переход на евро является нашей главной целью, а потому будет ускорен рост акцизов, а дополнительный бюджет составлен не будет.

К сожалению, кажется, что на сегодня возникла ситуация, при которой правительство сознательно начало использовать средства резервного фонда за счет сумм, ушедших, например, на оплату сахарного штрафа, чтобы потом их все-таки восстановить через дополнительный бюджет. Но ведь дополнительного бюджета не должно было быть! Если это не называется намеренным введением общественности в заблуждение, проще говоря, обычным обманом, то очень хотелось бы услышать от правительства основательные объяснения случившегося, а также о возможных путях выхода из этой скверной ситуации. Если во времена прежнего правительства средств в резервном фонде было с избытком, то теперь их явно не хватает.

Тот факт, что министр финансов теперь плачется перед журналистами, показывает, что с его мнением правительство не считается, хотя именно он должен настаивать на том, чтобы суммы резервного фонда использовались в соответствии с бюджетом, и лишь на чрезвычайные ситуации. В сложившемся положении ни в коем случае нельзя обвинять одного лишь министра финансов, скорее это является показателем того, что удерживающая лидирующие позиции в правительстве компания наслаждается своей "бронзовой" популярностью и не желает слышать мнений партнеров по правящей коалиции.

В любом случае, в конце года, когда резерв кончится, а сахарный штраф надо будет платить, правительство столкнется с проблемой: нужно выполнять свое обязательство не составлять дополнительный бюджет и одновременно выплачивать все суммы. Как преодолеть эту безвыходную ситуацию — непонятно. Помоги нам Боже, чтобы ничего экстренного за это время не случилось!

Поделиться
Комментарии