Экспозиция

Премьер Андрус Ансип нас уверяет, что в те дни все было сделано исключительно правильно. Иными словами, правильным было решение властей накануне событий наполнить столицу полицией и отрядами спецназа. Изумительно красивым и абсолютно необходимым оказалось в предрассветной темноте 26 апреля начать монтаж шатра на Тынисмяги, предварительно проведя здесь устрашающую и с побоями акцию против мирно дремавших в автомобиле представителей "Ночного дозора". Мудрым шагом стал и категорический отказ премьера во все предыдущие месяцы идти на любой диалог с противниками переноса памятника.

Бронзового солдата все-таки демонтировали — в потемках, тайком от населения, под прикрытием полицейских дубинок, предварительно наполнив русскими и случайными прохожими на улицах Таллинна все камеры для арестантов и даже заблаговременно арендовав под это дело теперь уже мрачно известный всем портовый терминал Д. Между тем, старший прокурор Пыхьяской окружной прокуратуры Кристель Элисте заявила на прошлой неделе в интервью "Актуальной камере", что 700 задержанных в "бронзовую ночь" признаны абсолютно невиновными.

Если бы кто-то всерьез изучал в те дни общественное мнение, то увидел бы, что памятник можно было перенести в нормальной и совершенно мирной обстановке взаимоуважения и согласия. Поскольку все-таки в эстонском обществе и в той же русской среде многие готовы были идти на компромисс, то есть были готовы к тому, чтобы найти наиболее верное и приемлемое для большинства населения Эстонии решение проблемы.

Андрус Ансип пошел напролом — не раньше и не позже, а именно в канун 9 мая, вопреки общественному мнению. Попирая позицию городских властей — законных владельцев памятника, пренебрегая данными опроса общественного мнения и предупреждениями аналитиков из КаПо о возможных крайне негативных последствиях, правительственная тройка (премьер и силовые министры) вопреки своим же публичным заявлениям о том, что они не будут торопиться с переносом памятника, провели свою и, как теперь уже всем известно, заранее спланированную акцию. (За две недели до событий был объявлен государственный тендер на работы по переносу памятника и сделан заказ на технику).

Но через несколько дней после ночных погромов, 8 мая 2007 года, хотя и в бронежилете, но премьер-министр от имени правительства Эстонии положил-таки венок с белыми цветами к подножию Бронзового солдата, теперь уже на Военном кладбище, символизирующего, как и прежде, память о тех, кто погиб во Второй мировой войне. А ведь накануне эти же люди  — похороненные на Тынисмяги солдаты — были названы им "мародерами, пьяницами и оккупантами". Какая сила подвигла премьера пойти на это лицедейство? И что же мешало ему в прежние годы свершать точно такие же жесты у памятника, когда он еще стоял на Тынисмяги?

Ночной узор

Незабываемый и тончайший "ночной узор" в роскошные букеты тех цветов, что получили за победу на минувших выборах в парламент Эстонии реформисты, привнесли в результате своей (в течение долгих месяцев) самодеятельности представители так называемого добровольного движения "Ночной дозор".

Это бесспорно — ночные бдения добровольцев на Тынисмяги, как и сомнительные одноразовые совместные акции Д. Кленского, А. Заренкова, В. Лебедева и "Ночного дозора" в виде пикетов у стен и дверей правительственных учреждений, способствовали лишь росту напряженности в обществе, беспокоили эстонского обывателя, побуждали его на поддержку жестких "ответных" мер со стороны правительства. В итоге и получилось, что противники переноса Бронзового солдата сослужили ему плохую службу, поскольку стали фактором раздражения для эстоноземельцев и добавили мотиваций для сплочения националистически настроенных избирателей вокруг реформистов.

Тому же немало способствовала и местная пресса, постоянно указывая на руку Москвы вокруг событий у памятника на Тынисмяги. Поскольку иначе, как "пятой колонной", движение противников переноса Бронзового солдата не называлось. Более того, молодежь из "Ночного дозора" хоть и пыталась первоначально уклониться от явного влияния на свои ряды со стороны русских политиков, в конце концов оказалась даже в избирательных списках Конституционной партии, решившей идти на парламентские выборы самостоятельно и без какого бы то ни было союза с другими политическими силами страны.

Результат ныне всем известен — не провал, а само участие КП и ее сторонников в выборах в Риийгикогу так или иначе, но помогло реформистам победить с незначительным преимуществом центристов — кстати, на тот момент  — противников скоропалительного демонтажа Бронзового солдата. Таким образом, получилось, что пресловутая "пятая колонна" из людей, возможно, даже и не помышляющих об интересах России, но обеспокоенных своим далеко не лучшим положением в Эстонии, как нельзя убедительно посодействовала успеху реформистов и в целом приходу к власти в стране сторонников жестких и срочных мер, в частности — в решении вопроса о памятнике на Тынисмяги.

Точно так же на прошлогодней "маевке" Бронзовому солдату и людям, пришедшим отдать дань памяти погибшим во Второй мировой войне, "услужил" демарш одного из участников мирной акции, принесшего с собой на Тынисмяги советский флаг. Публика всячески сторонилась этого господина с красным флагом, но он навязчиво стремился в тот день быть в гуще толпы. В дальнейшем в эстонской печати об этом писалось: "Мы не должны позволять, чтобы на Тынисмяги размахивали красными флагами!" Таким образом, самая что ни на есть "совковая" выходка "интернационалиста" стала предлогом для обвинения русского населения Эстонии в том, что оно мечтает о возврате к временам бывшего СССР. И никчемный теперь флаг несуществующего уже государства принес пользу и повод для ответных действий скинхедов и эстонских националистов

Так умными ли были действия сторонников конфронтации и непримиримости по вопросу о Бронзовом солдате? Увы, еще несколько месяцев назад имелась возможность решить проблему совсем иначе — все-таки путем диалога между эстонской и русскими общинами. Но Дм. Кленский вместе с КП заранее исключили для себя возможность хоть бы какого-нибудь зыбкого, но все-таки союза с центристами и другими представителями эстонской общественности. Однополярная точка зрения кучки протестующих от имени русской общины политиков была приписана всему русскому населению Эстонии. А ведь результаты тех же выборов в парламент показали, что поддержка русским избирателем этих лидеров почти что нулевая! Оказалось, что русскому населению предпочтительнее все-таки умеренная позиция или вообще — все глубоко "фиолетово" до выборов и до политики.

Был ли умысел в "генеральной линии" и действиях упомянутых здесь русских политиков? Преднамеренно ли они акциями противостояния лили воду на мельницу якобы своих же противников, то бишь реформистов и прочих правых сил, или сами не ведали того, что творят? А если исполняли волю и инструкции той самой "руки Москвы", то вопрос: на кого в таком случае работает Москва? Или политологи в Кремле столь слепы и глупы, чтобы не предвидеть и не просчитать заранее, какой будет получен результат?

Конспирация и инспирация

Да, отсутствие ответов на эти многочисленные вопросы как раз и свидетельствует о том, что конфликт вокруг Бронзового солдата кому-то оказалось выгодно довести до крайней точки кипения. И факты говорят о том, что премьер-министр не совсем искренен перед общественностью и журналистами, когда заявляет, что лично он не ожидал такого разворота событий. А кто же тогда загодя заказывал технику для демонтажа памятника, кто заблаговременно ввел в столицу почти что все полицейские силы Эстонии? И это факт — дата начала работ на Тынисмяги от общества и даже от городских властей, по существу — хозяев памятника, — тщательно и умышленно скрывалась.

К слову сказать, городским властям, а не добровольцам из "Ночного дозора" и следовало бы все предыдущие месяцы заниматься вопросами защиты памятника и отвечать за обстановку вокруг него. А коль скоро у мэрии ничего бы с этим делом не получилось, то на ней и была бы ответственность за всякое там происшествие и ЧП. Но сегодня как раз представители "Ночного дозора" упакованы за решетку в качестве подозреваемых, как главные организаторы беспорядков в столице.

Какую же выгоду получила правящая коалиция и в первую очередь реформисты от всего происшедшего? Об этом красноречиво говорит основная тематика майских и июньских новостей, материалов и публицистики в эстонской печати — далеко и очень далеко не в пользу русских в Эстонии, а тем более — самой России.

Но и в России, на это следует обратить внимание, оказалось немало персон, заинтересованных в скандале вокруг Бронзового солдата. И представители определенных кругов, борющихся за лучшую долю и место в Кремле, а заодно — в политике и экономике России — обнаружили себя в нелепостях. Иначе как, если не глупостью, назвать выходку парламетариев из Госдумы РФ, вылетевших в те дни из-за событий вокруг Бронзового солдата на встречу с коллегами в Таллинне и заявивших еще в аэропорту, что правительство Эстонии должно немедленно… подать в отставку?! Или мы так и будем думать, что в российской Думе собрались одни идиоты или только таковых и снарядили специально для делегации в Эстонию в целях… заведомого провала этой депутации? Представим, что посланцы от России подобное будут вытворять при всякой своей поездке, скажем, в Японию, Конго или на Сейшельские острова. Чей заказ исполняли эти парламентарии — заранее завалить дело и дипломатию, создать абсурдную и практически неразрешимую ситуацию — официального Кремля или тех, кто стремится попасть в Кремль через процедуру приближающихся выборов?

Столь же двусмысленна и вряд ли благоприятна для решения проблем межнациональных отношений в Эстонии продолжающаяся самодеятельность прибывающих и нынче то и дело из России в Таллинн под видом туристов "гастролеров" из драмкружка прокремлевских "нашистов". Их единственный реквизит — плащ-палатка — служит отнюдь не памяти о павших некогда на войне солдатах. Но эта больная для многих тема вновь используется лишь как прикрытие для продолжения теперь уже никому не нужного и очень дешевого спектакля про лжезащитников и их невидимых кукловодов.

Ни эстонцам, ни русским Эстонии такие доброхоты из России не нужны. Как совершенно не на пользу стране, но только во вред ей служит и всякая однобокая и непримиримая позиция отдельных местных политиков. И наверняка ни эстонская, ни русская общины не хотят оказаться здесь в роли заложников чьих-то грубых политических игр и тайных замыслов. Носители здравого смысла и благоразумия с той и другой стороны по-прежнему убеждены в том, что для Эстонии все же предпочтительнее будет диалог между общинами, сотрудничество, совместный поиск гражданского согласия и мира. А все остальное, как говорится, от лукавого.

Поделиться
Комментарии