Наше "невидимое золото" — это очень дешевые в последние годы кредитные ресурсы ЕС. Они не имеют такого решающего значения для экономики страны, как нефть и газ для России, но сыграли немалую роль в эстонском экономическом буме минувшего пятилетия. Можно сказать, Эстония извлекла особую выгоду из экономических проблем "старого" ЕС, став, в то же время, в некоторой степени заложницей ситуации, которая может вскоре серьезно измениться.

Снизившиеся в конце 90-х темпы экономического роста в Германии, Франции и большинстве других стран ЕС понизили до рекордных за всю послевоенную историю Европы 2% и учетную ставку рефинансирования Европейского центрального банка. Сделав кредиты более дешевыми, финансовые власти ЕС, как это давно уже принято в мире, пытались стимулировать развитие экономики своих стран. На "старичков" мера эта долго не действовала, а вот новички, особенно страны Балтии, извлекли большую выгоду из дешевых европейских денег. То обстоятельство, что Банк Эстонии не может регулировать учетную ставку внутри страны, сыграло свою положительную роль. В противном случае кредиты в Эстонии были бы гораздо дороже, особенно после того, как два года назад выросли темпы инфляции.

Однако темпы роста ВВП, превысившие уже невероятные 10% в год, вошли в противоречие с дешевизной кредитов, возникла опасность перегрева экономики. Бум на рынке недвижимости раздул небывалый ценовой пузырь: за шесть лет, после того, как в 2000 году стартовало большое кредитное ралли, квартиры подорожали раз в пять. Жилье очень дорого по отношению к нашим доходам, но легкодоступные дешевые кредиты и постоянный рост зарплат вселили в народ самоуверенность. Впрочем, как отмечают в Hansapank Eesti, она пока подкрепляется тем фактом, что доля "плохих" жилищных кредитов, когда клиент не справляется с выплатой от 60 дней и более, составляет всего 0,1-0,2% от общего числа.

Стремительный рост цен на квартиры в какой-то мере даже стимулирует повышение спроса: люди торопятся купить жилье, пока оно не подорожало еще больше. Некоторым приходится для этого брать на себя невероятно тяжелую финансовую нагрузку, которая, как надеются такие кредитополучатели, в ближайшие годы с ростом их доходов станет вполне приемлемой.

Чиновники Банка Эстонии еще во времена Вахура Крафта много раз говорили об опасностях, которые таит в себе чрезмерное увлечение кредитами. На прошлой неделе от увещеваний перешли к действиям, призванным немного остудить сильно разогретый рынок недвижимости. Коммерческие банки с 1 сентября должны будут увеличить долю обязательных резервов с 13 до 15%, выведя, таким образом, из оборота 3,6 млрд. крон.

По словам банкиров, мера хоть и во многом оправданная, но она служит скорее предупредительным сигналом, нежели действенным фактором, способным серьезно повлиять на рынок. Кредиты от этого подорожают максимум на 0,2 процентных пункта. Решающее значение будет иметь изменение ставки рефинансирования ЕЦБ, которая, в ближайшем будущем, судя по всему, существенно не повысится. А умеренный рост Euribor пойдет сейчас Эстонии только на пользу.

Тем не менее кредитная горячка постепенно подходит к концу. В Hansapank Eesti предвидят, что снижение темпов роста числа берущих кредит, которое наблюдается с прошлого года, в следующем году приведет к стабилизации их численности. В то же время, специалисты по недвижимости утверждают, что квартиры в Эстонии достигли своего ценового потолка и уже не будут дорожать как прежде. Некоторые даже предсказывают небольшое снижение цен через год.

Станет ли это вершиной горы, за которой последует крутой спуск? Многое будет зависеть от политики ЕЦБ и темпа экономического роста в Эстонии, который напрямую сказывается на численности работающих и их зарплатах. Но есть еще одно важное обстоятельство.

Инвестирование в недвижимость для многих стало основным, часто даже единственным способом вложения средств. Ценные бумаги у нас еще не пользуются такой популярностью, как в "старых" странах ЕС. Причин тому несколько, но в контексте рассматриваемой темы одна из них представляет особый интерес.

Банки куда активнее рекламируют различные кредиты, нежели всевозможные фонды ценных бумаг и инвестиционные вклады. Так вот решение БЭ повысить обязательные резервы не только сделает чуть дороже банковские кредиты, но и снизит их прибыльность: росту стоимости кредитов больше чем на 0,2% процентных пункта препятствует конкурентная борьба, которая вынудит снижать пока что весьма существенную норму прибыли. А жилищные кредиты, к примеру, в Hansapank Eesti достигли уже 40% от общего портфеля банка.

Банкам придется активизироваться на других направлениях. У жителей Эстонии появится больше различных возможностей для инвестирования и диверсификации своих рисков. И общество получит шанс безболезненно соскочить с кредитной иглы.

Поделиться
Комментарии