"Вести" считают, что слив якобы засекреченных данных в средства массовой информации ставит перед собой конкретную цель: подготовить общественность к тому, что вскоре власть официально заявит о полной законности и обоснованности своих действий.

К этому имеются все предпосылки.

Мы уже писали о том, что после "бронзовой ночи" правозащитные организации, правоохранительные органы и канцлер права получили десятки заявлений со стороны граждан, жаловавшихся на произвол и необоснованную жестокость со стороны силовых структур. На сегодня ни одна из этих жалоб так и не дошла до суда. В то же время судьи активно выносят приговоры участникам акций протеста. Адвокаты при этом отмечают, что людей приговаривают не за мародерство и грабежи, а за участие в массовых беспорядках. Людей осуждают по статье, по которой можно было бы отправить в тюрьму любого, кто в момент беспорядков случайно оказался в районе действий силовых структур.

Отдельный момент — степень участия в происходившем армии. Власти вроде как признали, что полицейским в "бронзовую ночь" помогали кайтселийтчики. Но, объясняют нам, лишь те, кто является помощниками полицейских. То есть все вроде бы происходило в рамках закона. Однако все равно остается открытым вопрос: почему военизированная организация, созданная с целью отражения внешней агрессии и существующая на деньги Министерства обороны, участвует в подавлении гражданских беспорядков.

Впрочем, о намерении властей полностью оправдать карателей в мундирах можно было догадаться заранее: когда рассмотрение всех жалоб на действия силовых структур еще не было закончено, государство уже наградило наиболее активных участников подавления "русского бунта".

30 апреля наша газета вышла под заголовком "Андруса кровавого в отставку!". В тот день мы еще сомневались, является ли "бронзовая ночь" результатом намеренных действий правительства или же речь идет о некомпетентности властных структур. Сегодня возникает всё больше подозрений в том, что правительство Ансипа целенаправленно спровоцировало протесты со стороны некоренного населения, чтобы затем со всей жестокостью подавить любые проявления гражданского неповиновения и тем самым показать "инородцам", кто в доме хозяин.

С тех пор новый хозяин успел показать себя во всей красе: он официально объявил ветеранов СС борцами за независимость Эстонии, он начал борьбу с образованием на русском языке, которое якобы представляет собой угрозу для существования языка эстонского, он ввел почти повсеместную цензуру в средствах массовой информации.

Однако даже цензура не мешает нашим согражданам видеть, что новый хозяин привел нашу страну на грань экономического кризиса, наступление которого ощущают на себе не только "инородцы", но и самые что ни на есть коренные жители этого клочка земли. А также то, что взаимное недоверие в нашем обществе достигло невиданных масштабов.

Приложение : полный перевод статьи, опубликованной в Eesti Päevaleht 21 ноября

Во всех связанных с апрельскими событиями ведомствах на сегодняшний день подготовлены анализы: что прошло хорошо, а что было запланировано плохо. Сводный "портрет" на основе этих анализов написан и координационным бюро Госканцелярии. Все это, однако, находится сейчас под грифом секретности. Но поскольку общественность проявляет оправданный интерес, скоро об этих вещах, наверное, можно будет начать говорить, отмечают чиновники разных министерств.

С одной стороны, секретность понятна — глупо ведь было бы предполагать, что лица, организовавшие беспорядки, не провели свои анализы. Наоборот, они теперь умнее, чем в разгар событий. И они тоже ждут любой информации о том, какую оценку дали их действиям ведомства Эстонии.

Как все ведомства, осторожны в своих оценках происшедшего и сотрудники Министерства обороны, располагающие наибольшим количеством информации о событиях до и после апрельских беспорядков. Встреча с экспертами гособороны и руководителем службы по связям с общественностью Минобороны Мартином Яшко, которые согласились пообщаться с Eesti Päevaleht, состоялась в том самом помещении для совещаний, где во время беспорядков был оборудован координационный штаб и где круглые сутки шла напряженная работа. В штабе, помимо чиновников Минобороны, находились также представители Министерства иностранных дел, Министерства внутренних дел, бюро премьер-министра, Сил обороны, КаПо и полиции.

Подготовка шла давно

В Министерстве обороны подготовка к раскопкам и переносу памятника началась еще при министре Юргене Лиги, а Яак Аавиксоо плавно продолжил начатое. Хотя Министерство обороны весьма скромно оценивает свою роль в апрельских событиях, его вклад, пожалуй, наиболее весом. Министерство дает высокую оценку всем сотрудничавшим с ним ведомствам. Особенно отмечается профессионализм всех полицейских органов.

"Была вероятность, что столкновения могут возникнуть уже во время возведения ограды вокруг Бронзового солдата, но полиция сумела это предотвратить. Мы считаем блестящей

деятельность Полиции безопасности, которая, в частности, рекомендовала установить над памятником палатку", — говорит Яшко.

Но до сих пор четко не разъяснено, какова была роль армии. Во время беспорядков и в период до 9 мая Россия пыталась по всем СМИ невероятно ее раздуть. Каждый день в информационных рассылках появлялось десятка два лжесообщений, в которые медиаканалы России информировали общественность о роли эстонской армии в апрельских событиях. То говорили о раздаче боевых патронов военнослужащим срочной службы, то о передвижении по дорогам Эстонии и улицам Таллинна вооруженных до зубов полков.

На самом же деле армейское руководство во главе с командующим Силами обороны Антсом Лаанеотсом было информировано обо всех планах, присутствовало на кризисных совещаниях, о командующем можно услышать лишь хвалебные отзывы. Хотя между Министерством обороны и Силами обороны несколько лет существовали разногласия, в решающие ночи они были забыты, и люди, до этого вставлявшие друг другу палки в колеса, работали как единая команда.

Но какая же помощь ожидалась от Сил обороны? Перед армией была поставлена задача обеспечения безопасности на Фильтри теэ — опасались, что там будут большие столкновения. Как известно, здесь находятся как здание Главного штаба Сил обороны, так и батальон связи, здание которого отделено от военного кладбища лишь невысокой изгородью, и Силы обороны должны были обеспечить на этой территории порядок. Других прямых заданий армия не получала. Тем не менее, для наблюдательных полетов использовался армейский вертолет — когда пограничный был занят.

В плену слухов

В комментариях на Интернет-порталах Эстонии во время беспорядков тоже распространялись легенды, будто армия находится в повышенной боевой готовности. То и дело слышались разговоры о том, что правительство тайно ввело чрезвычайную ситуацию или даже чрезвычайное положение. Но правительство даже не рассматривало ни введения чрезвычайной ситуации, поскольку то, что происходило в государстве, не было стихийным бедствием или эпидемией, ни объявления чрезвычайного положения, потому что в Эстонии не было прямой и непосредственной угрозы конституционному порядку в том виде, который мог бы потребовать ограничения прав и свобод всех жителей страны и выведения на улицы вооруженных войск. Все связанные с апрельскими событиями ведомства и сейчас подчеркивают: правительство действовало исключительно в рамках гражданской операции.

Поводом для возникновения слухов послужило, очевидно, то, что многие люди видели во время беспорядков армейские автомобили. Причина проста: скоро должны были начаться учения "Весенний шторм" и подготовка к ним началась загодя, как и в предшествующие четыре года. Правда, они должны были проводиться в начале мая, но министр обороны передвинул их на 11 мая. " Учитывая возможность враждебных провокаций и во избежание слухов и дезинформации мы решили перенести начало крупных учений", — сказал 3 мая министр обороны Яак Аавиксоо. Русские СМИ этого сообщения, конечно, не передали.

Распространению слухов в Интернет-комментариях способствовали и сами военнослужащие-срочники. Дело в том, что после того, как 26 и 27 апреля в Таллинне и Ида-Вирумаа сложилась сложная обстановка, Лаанеотс отменил всем увольнительные. Хотя запрет был вызван желанием защитить ребят, это вызвало недовольство, которое выплеснулось и в интернет-пространство.

Роль Сил обороны неизвестна

До сих пор вообще не говорилось о роли военной полиции во время беспорядков, но ясно, что они играли одну из ключевых ролей. Однако Министерство обороны и здесь немногословно. По словам одного из консультировавших Eesti Päevaleht экспертов, не выводить военную полицию на улицы было сознательным решением. "Их возможности наверняка не были до конца использованы. Мы очень благодарны им за советы. Это высокопрофессиональное подразделение, люди, прошедшие великолепную выучку, за плечами у них Косово, Босния и Афганистан", — отметил он.

Итак — вопрос, была ли военная полиция напрямую связана с перенесением Бронзового солдата и его охраной, по крайней мере, сейчас остается без ответа. Но советы военной полиции пригодились Кайтселийту, члены которого вышли на улицы в качестве помощников полицейских и одновременно организовали обучение новых помощников.

Прежде чем хаять Силы обороны или какую-то их часть, многим политикам или так называемым специалистам следовало бы уяснить, что для чего создано и на что направлено. Подготовка армии к кризисам и военному времени заметно шире, чем это может казаться обычному человеку. Силы обороны многие годы формировали себе скрытые возможности, чтобы выполнять свою роль по обороне государства. Были ли эти навыки и возможности применены в апреле, а если да, то в каком объеме, — знают лишь немногие. И это, очевидно, правильно, потому что именно такого рода информации жаждут некоторые наши агрессивные соседи.

Поделиться
Комментарии