Копай, копай, мы здесь, за углом, постоим
Когда в мае прошлого года Ансип неожиданно начал воевать с Бронзовым солдатом, это вызвало удивление не только у широкой публики, но даже у его соратников по партии. Реформисты всегда подчеркнуто сторонились национального вопроса, предпочитая привлекать избирателей своей экономической программой. И вдруг лидер самой либеральной партии начинает говорить слова, которые до сих пор приходилось слышать лишь от маргиналов вроде Юри Бема и Тийта Мадиссона: "памятник оккупанту", "снести обязательно" и тому подобное.

Истерика вокруг Бронзового солдата привела к возникновению в обществе невиданной ранее межнациональной напряженности, в результате чего Партия реформ выиграла выборы, а Ансип стал самым популярным политиков в Эстонии. Однако этой ситуацией воспользовались не только реформисты, но и объединенные лааровцы, получившие в Рийгикогу целых 19 мест.

При этом, хотя лааровцы всегда поддерживали направленные на перенос Бронзового солдата с Тынисмяги действия, они предпочитали не высовываться, позволяя Ансипу демонстрировать себя в качестве главного гробокопателя Эстонии.


Горком партии — этого не перепрыгнешь

Ансип занялся копанием могил с энергией и твердолобостью бывшего начальника отдела Тартуского горкома КПЭ, в 1988 году помогавшего организовать жестокий разгон студенческой демонстрации. Он при каждом удобном случае рассказывал избирателям о своей ненависти к установленному на Тынисмяги памятнику "оккупанту", клялся убрать Солдата при первой возможности и никогда не приносить к нему даже цветочка.

В конце марта сменилось правительство, и министром обороны вместо реформиста Юргена Лиги стал бывший ректор Тартуского университета Яак Аавиксоо. В отличие от Лиги, который и после отставки продолжал называть Солдата "истуканом с чудовищным русским лицом", Аавиксоо не делал громких заявлений, а потихоньку готовил демонтаж монумента, как бы выполняя возложенные на него тем же Ансипом задачи.

В результате, когда в Бронзовую ночь пролилась первая кровь, ответственность за это была возложена именно на премьер-министра, а не на министра обороны, и даже не на министра внутренних дел Юри Пихла.

Кстати, Пихл в этом контексте заслуживает отдельного упоминания. Перед тем как стать министром, он почему-то вступил в Социал-демократическую партию. Хотя в бытность генеральным директором Полиции безопасности, если верить публикациям в прессе, Пихл как минимум не мешал своим подчиненным оказывать посильную помощь всё тем же лааровцам.


Ты кому цветы понес, герой нации?

То же самое, но с обратным эффектом, повторилось 8 мая, когда представители правительства во главе с тем же Ансипом возложили к ногам перенесенного с Тынисмяги Бронзового солдата цветы. Там был не только премьер, но и министр обороны, однако Ансипа как всегда выставили на первый план.

В результате те самые люди, которые приходили в бурный восторг от "решительных действий" премьер-министра по борьбе с "оккупантами", теперь начали плевать в его сторону, обвиняя его как минимум в непозволительных уступках тем же самым "оккупантам". Все голоса избирателей, которые Ансип набрал за время своей войны с Бронзовым солдатом, были потеряны в один момент. Достались же эти голоса, как нетрудно догадаться, лааровцам.

Конкретные результаты этих политических игр станут известны после обнародования результатов следующего социологического опроса. Однако можно предположить, что реформисты во главе с Ансипом заметно потеряют поддержку потенциальных избирателей, а вот Лаар со товарищи могут стать новыми "героями нации".

Те, кто помним премьерство Лаара в начале 90-х годов, вряд ли обрадуются этим переменам. Однако в любом случае полезно знать подоплеку событий.


Справка

К чьим ногам 8 мая возлагали цветы представители правительства Эстонии:

"Это монумент массовым убийствам", — президент Тоомас Хендрик Ильвес в интервью BBC.

"Это символ оккупации, который давно следовало бы снести", — премьер-министр Андрус Ансип.

"Истукан, который показывает нам свое чудовищное русское лицо", — бывший министр обороны Юрген Лиги.

"Он стал символом оккупации", — посол Эстонии в России Марина Кальюранд.

Поделиться
Комментарии