А в панельках этих есть лифты. Большинство из которых помнит еще Брежнева. И несмотря на то, что документы изготовителя рекомендовали им ездить не дольше 20–25 лет, они по-прежнему живы, скрипят на тросах и перевозят сотни людей ежедневно.

”Я наш лифт побаиваюсь, — говорит жительница Мустамяэ Вера. — У него, во первых, конструкция неприятная — когда входишь в кабину, она опускается вниз на несколько сантиметров, а во вторых, он еще и характером отвратительным отличается: может закрыть двери и не поехать, один раз остановился между этажами и открыл внутренние двери. Потом закрыл и поехал дальше, как ни в чем не бывало. Отметка о контроле стоит, но мне неприятно. Я стараюсь на свой шестой больше пешком подниматься”.

Ей вторит молодая мама Юлия, которая сетует на то, что в узкие двери лифта их дома не проходит коляска, приходится их раздвигать изо всех сил, и пару раз из-за этого лифт застревал вообще.

”Это ужас, коляска весит 15 кг, мне с пятого этажа ее тащить тяжело, конечно, я хочу пользоваться лифтом. Это и время сэкономит — положила ребенка в коляску и спустилась. А когда пешком, надо постоянно дергаться — как там малыш. Про то, как мы поднимаемся, я вообще не хочу вспоминать. У меня уже сорвана спина”, — рассказывает она.

Женщина обращалась в правление, но помочь ей там не смогли — расширить дверной проем лифта пока невозможно.

Трагедий не было

Несмотря на то, что бригады мастеров ежедневно чинят сломавшиеся лифты, специалисты отмечают, что за все эти годы в стране не было ни одного серьезного происшествия, связанного с лифтами. Если, конечно, не вспоминать очень давнюю историю, случившуюся в Тарту, когда девочка свалилась в шахту лифта, и относительно ”свежую” — 2011 года, — когда кабина лифта вместе с пассажирами упала со второго этажа на дно шахты. К счастью, в этих двух происшествиях обошлось без жертв: девочка запуталась в тросах, которые ее и спасли, а медики с пациентом, упавшие со второго этажа, также отделались лишь легким испугом.

”Это достаточно старые истории, и за все годы своей работы, а это четверть века, я не припомню ни одного трагического происшествия, связанного с нашими лифтами, — рассказывает Аво Каазик, управляющий компанией Otis Eesti AS. — Это учитывая, что в стране их насчитывается около 5000”.

Тем не менее, сейчас средний возраст устройства составляет 35–40 лет, и это значит, что по меркам механизмов, о молодости можно уже не говорить. Как следует из документации завода-изготовителя, срок службы лифта рассчитан на 20–25 лет. После чего… Но нам поясняют, что на самом деле все не так катастрофично.

”Это же как автомобиль, — рассказывает Максим, представитель фирмы Elif. — Все зависит от ухода. Если вовремя проходить техобслуживание, если заботиться и ухаживать, вовремя менять запчасти, он будет служить десятилетиями. Так и с лифтами — у нас ежегодные проверки оговорены в законе, и специалисты следят за соблюдением этих требований”.

Прекрасные фасады

Возраст — проблема практически всех лифтов наших панельных домов. Многие из них повидали на своем веку всякое, а полную модернизацию проходили далеко не все.

”Квартирные товарищества понять можно, — поясняет Максим. — Полная модернизация лифта может обойтись в круглую сумму — от 15 000 евро. Не все могут это себе позволить”.

Куда страшнее выглядит стоимость нового лифта — с установкой и всеми работами это может влететь в 35–40 000 евро. Единичные дома полностью обновили свои лифты.

”В эту сумму входит и новый лифт, и работы в шахте, в общем, все: в новые лифты смогут без проблем заходить и мамы с колясками, и люди, передвигающиеся на инвалидных креслах”, — отмечает мастер.

Но большинство товариществ ограничивается модернизацией. Это значит, что мамам с колясками, инвалидам-колясочникам по-прежнему придется рассчитывать на силу собственных рук и сговорчивость лифта.

Причем из-за высоких цен товарищества порой стараются отремонтировать только самое необходимое, желательно еще и не слишком дорого. Ну и для общей отчетности фасад — кабину, кнопки. Вроде бы модернизировали, жильцы довольны и счастливы, гордятся новым лифтом. Но самое главное находится все же совсем не в кабине. Тросы, механизм, электроника — то, от чего зависит безопасность, и то самое, чего обычные пользователи не видят. И за этим очень важно следить.

Забота государства

Кстати, что приятно, у нас ”забота” о лифтах находится на государственном уровне. Как поясняет Аво Каасик, у нас регулярные проверки обязательны, и руководство квартирного товарищества обязано предъявить лифт надзорным органам.

”Проверку осуществляют независимые эксперты, это фирма Inspecta, — поясняет Каазик. — И если обнаруживаются какие-то проблемы или неисправности, делается предписание об их устранении. Владелец лифта обязан провести необходимые работы. В крайних случаях лифт могут даже закрыть”.

Эксперт бюро Inspecta Estonia OÜ Герман Вимб отмечает, что законом установлен порядок и частота технических контролей лифта. Частота проверок зависит от возраста лифта: если лифт ”молодой”, до 10 лет, то визуальный контроль проводится раз в два года, если лифт более старый — раз в год. После проверки в кабине появляется наклейка с датой контроля.
Совсем жестких мер к владельцам лифтов до сих пор не применяли. Хотя они попадаются разные. Если делить страну по регионам, то в самом плачевном состоянии находятся лифты Ида-Вирумаа. И это логично — чем беднее регион, тем меньше денег у населения, и затраты на ремонт осуществляются лишь в минимальных количествах. Если говорить о столице, то еще лет 5–7 назад Ласнамяэ можно было смело назвать районом с самыми плохими лифтами. Но сейчас такой градации уже нет.

”Постепенно все обновлялось, недочеты исправлялись, так что сейчас все лифты в нормальном состоянии”, — говорит Аво Каазик.

Максим также добавляет, что если раньше народ растаскивал на металл самые разные части лифтов — от алюминиевых порогов до катушек в машинном отделении, то сейчас и это в прошлом. Доступы к механике имеются только у специалистов, а к отделке лифтов стали относиться бережнее.

”Иногда могут лед-подсветку стащить, пожалуй, это из последних проявлений вандализма”, — говорит он.

Дело рук…

”Еще помню, как в шахты лифтов забирался какой-то человек, причем человек, который прекрасно знаком с устройством и разбирается в механике, — вспоминает мастер Elif. — Он катался на крыше кабины, а затем, когда пассажиры обращали на него внимание, обесточивал лифт и убегал. Его так и не поймали, непонятно, зачем вообще это делал. Может, с головой проблемы”.

Но такие случаи единичны. И когда лифт застревает, чаще всего виной именно человеческий фактор. Что люди вытворяют в лифтах — порой уму непостижимо.

”Во-первых, поломки в лифтах носят сезонный характер, — рассказывает мастер фирмы Elif. — Например, зимой часто гравий, которым посыпают улицы, забивается в пороги лифта, и двери заклинивает. И во вторых, традиционно у нас вагон работы в праздники: народ веселится, после застолья рвется на улицу, набиваются толпой в кабину лифта и… застревают. Потому что кабина рассчитана на определенный вес; лифт начинает двигаться, срабатывают уловители и все — кабина останавливается и дальше не едет, потому что автоматика не пустит”.

Остается только ждать мастера, потому что второй по степени глупости поступок — попытка самостоятельно открыть двери механизма. ”Это категорически запрещено, — поясняет Аво Каазик (Eesti Otis AS). — Мало того, что это крайне опасно, вторым моментом можно указать порчу имущества дома. Потому что силой открыть двери, не сломав лифт, невозможно”.

Если вы начнете рваться на свободу, последствия могут быть самыми разными. Вы не знаете причину поломки, вы не знаете, что случилось с автоматикой: история помнит случаи, когда вроде бы застрявший лифт внезапно начинал двигаться дальше и благополучно довозил людей до нужного этажа — поди знай, что взбредет ему на ум. Любая попытка что-то выломать может спровоцировать что угодно. Даже несмотря на то, что лифт спроектирован таким образом, что никуда не может свалиться.

”Иногда бывает так, что лифт, особенно когда перегружен, резко и с характерным звуком как бы проваливается вниз, — рассказывает Максим. — Потом вся компания долго еще рассказывает другим, как они упали с лифтом. Такого быть не может — в лифте предусмотрено несколько страховочных систем, и он не на одном тросе болтается. Тому, что показывают в кино, не надо верить. Просто система аварийных тормозов срабатывает таким образом, что кабина как бы проседает и останавливается. Момент неприятный, но поверьте, никто никуда не упадет”.

На его практике только один раз лифт не выдержал нагрузки, и то, это был технический лифт на производстве, рассчитанный на вес до 2 тонн. В него заехал погрузчик с грузом, общая масса превысила максимально допустимую в два раза. Лифт не выдержал, и со второго этажа сел на страховочные пружины внизу шахты.

”Еще одно нарушение технологии — попытка блокировать двери, пока вы ждете, чтобы кто-то успел добежать до лифта и опять же, блокирование дверей, когда в лифт пытаются затащить коляску, — говорит мастер фирмы Elif. — Система может просто заблокировать лифт, поэтому не нужно лишних манипуляций”.

Также дети и подростки обожают прыгать в лифте, стучать мячиками по полу, топать и толкаться. Автоматика может среагировать и на это — придется вызывать техников.

Спасите свои жизни

И самое главное. Вы прочитали этот текст. Поняли, что все не так страшно. И продолжили пользоваться лифтом. Помните самые простые правила, которые могут спасти вам жизнь, ведь сойти с ума может даже самый мощный компьютер.

Никогда не завозите в лифт коляску с находящимся в ней ребенком и не оставляйте ее там — в практике были кошмарные трагедии, произошедшие не только по вине автоматики. Никогда не заводите в лифт животное на поводке отдельно от себя — в практике были случаи, когда животное погибало страшной смертью. Никогда не ждите опаздывающего, стоя в дверном проеме лифта — было и такое. И никогда не заглядывайте в шахту, если двери лифта открыты и ведутся работы — вы не знаете, что прилетит сверху. И это тот самый случай, когда знать не надо.

Поделиться
Комментарии