”Я работала диспетчером в фирме Intertakso с 2013 года, — рассказывает Наталья. — B декабре 2016-го у фирмы сменился начальник, всем стал руководить Иван Черных, а название поменяли на Kanita Takso. Трудовой договор я не подписывала, но с 02.01.2017 была официально зарегистрирована в фирму Anatek OÜ, в которой Черных является членом правления”.

Вcе было хорошо до августа. А потом выяснилось, что за Наталью ее работодатель давно уже не платит налоги, и у нее нет медицинской страховки.

Ни там, ни тут

”Мне позвонили из приемной врача, к которому я была записана, и спросили, знаю ли я, что визит будет для меня платным, потому что страховки у меня нет? — рассказывает дама. — После того, как я оправилась от шока, я зашла на сайт Налогово-таможенного департамента и обнаружила непонятные записи о своей трудовой занятости. Оказывается, меня давно уже из Anatek OÜ убрали. Потом зарегистрировали в фирме Adil OÜ, где член правления — тоже он. И в тот же день снова убрали. В общем, махинации какие-то”.

Она попросила начальника объяснить, что это значит. Состоялся разговор, вскоре после которого Наталья ушла из фирмы. И подала заявление в Комиссию по трудовым спорам с просьбой установить трудовые отношения.

”Но заседание было для меня шоком. Черных на комиссии покрутил пальцем у виска и сказал: ”Девушка, вы вообще кто? Вы у психиатра давно были?” — описывает возмущенная Наталья. — То есть я восемь месяцев отвечала по телефону: ”Kanita Takso. Здравствуйте!”, была старшим диспетчером, выдавала таксистам и другим диспетчерам зарплату, замещала его, когда он уезжал. А потом он заявляет, что я никогда у него не работала, и он знать меня не знает”.

На комиссии Наталью попросили в качестве доказательства предоставить свидетелей.
”Но я не хочу подставлять девочек, — говорит она. — Некоторые там работают до сих пор. Если их открыто вызовут на комиссию в качестве свидетелей против Черных, полагаю, они вскоре лишатся работы”.

В итоге комиссия вынесла решение ходатайство дамы не удовлетворять.

”Я в отчаянии, — говорит она. — Как такое вообще возможно в наше время?! 90-е давно уже прошли, а некоторые ”деятели” всё ешё работают по старой схеме! И даже не скажешь с виду, что он такими делами занимается. Пожилой дядечка, 67 лет. Вроде должно быть все по закону…”

Наталья предоставляет доказательства того, что там работала: бумаги за подписью Черных, графики смен диспетчеров, расчетные листки водителей с паролями и явками, фотографии с места работы, записи своих телефонных разговоров с Иваном Черных.

На записях слышно как люди говорят о работе. И говорят много и долго. Вряд ли те, кто друг с другом не знакомы, могли бы так обстоятельно и с подробностями обсуждать конкретные дела конкретной фирмы. Тем не менее, доказать свою правоту Наталье не удалось.

Сколько стоит страховка?

Иван Черных уже попадал в поле зрения СМИ, но с другой мутной историей. Первый раз о нем ”МК-Эстония” писала летом этого года, когда выяснилось, что на двух машинах, которые работают с его посредничеством, стоят одинаковые номера. Расчет прост: с двух машин в два раза больше денег, а работают они по одному пакету документов, и страховка тоже нужна только одна.

Тогда Черных не захотел ничего комментировать и бросил трубку. Однако в этот раз он был более словоохотлив.

”Я сотрудничаю с фирмой MS Transport, — сказал он. — Эта женщина работала в этой фирме. Ее начальник не захотел ее устраивать официально, и вот однажды она подошла ко мне и сказала: ”Мне нужно к доктору, можете меня устроить на работу, чтобы у меня была страховка?” Я сказал: ”Хорошо, но налоги на себя ты платишь сама. 25 евро за каждый рабочий день, в месяц получается минимум 600 евро”. Но она не платила, и я ее убрал из регистра”.

Тут он начал немного путаться. Сначала сказал, что дама не платила один месяц. А потом сообщил, что после трех месяцев, когда она не платила за себя налоги, он ее убрал.
”Давал и объяснительную в налоговой, они тоже все спрашивали”, — сообщил Черных.
В регистре значится, что договор закончен, потому что работник не явился на работу, но вовремя его убрать забыли, поэтому он и числился там три месяца.
Наличие записей телефонных разговоров Натальи с ним и другие доказательства он прокомментировал вскользь.

”Наличие трудовых отношений определяет комиссия. Комиссия пришла к выводу, что она у меня не работала. Комиссия на моей стороне. Вы понимаете, она на самом деле у меня не работала”, — заверяет он.

Однако то, что Наталья работала в фирме Kanita, подтвердили три человека. Причем даже те, кто с ней были в плохих отношениях и у кого с данной дамой были разногласия. Ни один не спросил, кто такая Наталья, и какое отношение она имеет к фирме Kanita. Все сказали, что Наталья в этой фирме работала и была старшим диспетчером.
Но так как опрошенные не хотят, чтобы у них из-за публикации были проблемы, а некоторые о Kanita OÜ не хотят даже вспоминать, то мы по их просьбе не публикуем имен, чтобы людям не навредить.

Что является доказательством?

В Трудовой инспекции сказали, что конкретный случай они прокомментировать не могут, однако к ним обращаются с просьбой установить трудовые отношения довольно часто, практически каждую неделю. И удовлетворяют примерно половину из таких ходатайств.
”В остальных случаях доказательств не хватает или же явно видно, что между сторонами — другие, не трудовые отношения, — говорит заместитель гендиректора Трудовой инспекции Меэли Мийдла-Ванаталу. — Например, договор подряда или найма, но мы такими случаями не занимаемся. Им нужно обращаться в суд”.

Чтобы доказать, что вы в той или иной фирме работали, придется потрудиться. В Трудовой инспекции сказали, что эти доказательства должны быть убедительными. Например, письма по электронной почте, СМС-ки, переписка в социальной сети и так далее. Но могут быть и показания свидетелей, клиентов или, например, партнеров. Могут пригодиться и выписки из банка или записи в регистре работников (даже если их потом аннулировали).

”Но следует помнить, что все это рассматривается в совокупности, и какого-то одного доказательства может не хватить”, — подчеркивает специалист.

Из решения инспекции, присланного Наталье, следует, что ей не хватило свидетелей и доказательств. В Трудовой инспекции предоставленные Натальей бумаги, в частности, что она замещает руководство, не акцептировали. Иван Черных сказал, что это не его подпись, и бумагу сочли недостойной внимания.

Графики тоже не доказательство — на них нет названия фирмы и подписи. Зарплату на счет Натальи не переводили. Поэтому комиссия решила, что она там не работала.
”Я говорила, что у меня есть записи телефонных разговоров, но это они тоже оставили без внимания”, — говорит она.

Дама не намерена оставлять это дело просто так и собирается обращаться в суд.
”Полагаю, они будут более обстоятельно рассматривать доказательства, а не просто верить Ивану Черных”, — подытоживает она.

Поделиться
Комментарии