Рано утром в последний июньский день спасателям поступил сигнал о том, что в столичном районе Пыхья-Таллинн загорелся двухэтажный деревянный дом. Людей — мать и двое детей — сняли с карниза, обошлось без жертв. Одни соседи обвиняют в пожаре других, и уже почти месяц две наиболее пострадавшие от огня семьи с детьми ютятся по углам и не знают, как им жить дальше.

Надежда Павлова в то утро проснулась в полседьмого. Проводила мужа на работу и уже собралась было уходить сама, как услышала на первом этаже какой-то щелчок, после которого внизу началась беготня. "Я выглянула в окно и увидела, что в квартире под нами из щелей их окна — стекло было уже давным-давно разбито, а окно заделали пенопластом — просачиваются струйки черного дыма, — говорит женщина. — Я разбудила детей, вызвала спасателей, позвонила в двери соседям по лестничной площадке и побежала вниз. Там жили наркоманы, они открыли, и вижу, в комнате полыхает, а они там бегают и кричат: "Пожар! Пожар!" Я еле успела обратно в квартиру, чтобы сказать детям, что нужно быстро собираться. Выйти мы уже не успели!"

Тем временем квартиру заполонил дым. Помимо того, что огонь атаковал их со стороны входной двери, пламя быстро поднялось и через окно на второй этаж. "Я открыла дверь спальни и увидела, что там все полыхает, — говорит Надежда. — Испугавшись, я сразу же стала звать детей. Так как все уже застил дым, ничего не было видно, я услышала только голос дочери — она забилась на кухню, а сын остался в детской и попытался вылезти через окно. Я побежала на голос Даши, и мы с ней вместе попытались перебраться по узкому карнизу к соседям, а Ваня сидел на карнизе окна детской. Так как огонь полыхал совсем близко, мы собирались уже прыгать вниз, но прибыли спасатели, которые всей толпой пытались нас снять с окна, пожар в это время никто тушить и не думал".

По три метра на человека

Ущерб, нанесенный огнем, Надежда даже боится считать. После некоторых размышлений говорит: "Я думаю, примерно миллион сгорел". Они купили эту трехкомнатную квартиру пять лет назад и успели выплатить только проценты по кредиту. При покупке квартиру застраховали, но тогда она была не в очень хорошем состоянии, а потом, когда обставлялись и делали ремонт, договор изменить забыли. В итоге сумма страховки небольшая, а на сгоревшей квартире висит еще 300 тысяч кредита в банке.

"Мы оказались фактически на улице. Город предложил нам лишь комнату в социальном доме — 12 квадратных метров, — говорит Надежда. — Ладно мы с мужем, но двое взрослых разнополых детей, 15 и 18 лет, которые в этом году оба будут заканчивать школу — сын основную, а дочь гимназию. А в этой комнате еле-еле можно разместить четыре кровати, письменный стол поставить некуда. Душ — один на коридор".

Выручили знакомые, которые приютили на время погорельцев у себя. Но, так как семья большая, дети живут у одних знакомых, а Надежда с мужем — у других.

"О том, что внизу живут наркоманы, я узнала практически сразу после вселения. Хозяйка проблемной квартиры — Ольга, ей около 50 лет. Наркоманка — ее дочь Екатерина, у которой двое маленьких детей. Там же периодически жили еще какие-то мальчики, которые регулярно менялись. Днем в квартире было тихо — дети спали, а мальчики тем временем переплавляли провода на медь. Зато ночью начиналась беготня — к их квартире выстраивалась очередь желающих получить дозу. Полиция была в курсе происходящего в этой квартире. Это сказал соседям участковый, не знаю, почему они ничего не предпринимали", — рассказывает Надежда.

Все пострадали!

Хозяйка квартиры номер 2 Ольга в разговоре с "МК-Эстонией" сказанное в свой адрес категорически опровергает. Ольга сообщила, что ее дочь наркотики не употребляет. "Если Надежда не верит, пусть договорится об экспертизе, — сказала она. — Я не знаю, почему у нее сложилось такое впечатление — может быть, из-за образа жизни дочери. В квартире жила я, моя дочь и ее молодой человек, а также двое моих внуков. Употребляет ли наркотики молодой человек, я не знаю. Может быть, иногда приходили гости, когда меня не было, но больше там никто не жил".

Ольга отмечает, что пожар стал огромным ударом для нее и ее семьи. Она не знает, из-за чего произошло возгорание, так как ее в тот момент дома не было. "Мы сейчас живем с дочерью и внуками в социальной комнате, туалет и душ в коридоре. Долго так жить невозможно, там можно лишь какое-то время перекантоваться, — говорит она. — Что будет дальше, я не знаю! Я просила город о выделении нам муниципальной квартиры, однако я не знаю, может быть, через год мы вообще останемся на улице, арендная плата за такое жилье очень высока. Я безработная, дочь тоже, мы обе стоим на бирже. Дети в садик не ходят, потому что нечем за него платить. А восстанавливать сгоревшую квартиру нам тоже не на что".

По словам Ольги, раньше квартира была застрахована, но год назад она потеряла работу, за страховку платить стало нечем, поэтому договор был расторгнут.

Согласно официальному заключению, пожар возник из-за того, что начал тлеть удлинитель, хотя Надежда не верит в эту версию. "Они или опять медь плавили, или виновата старая проводка — эта квартира со дня постройки дома ни разу не ремонтировалась, — говорит Надежда. — Мы по их вине понесли такой колоссальный ущерб и остались без жилья, а полиция закрыла дело".

"Не нужно тут искать виноватых, — говорит Ольга, хозяйка квартиры, в которой произошло возгорание. — Это могло произойти в любой квартире. И мы пострадали не меньше, чем они — так на нас еще и сыплются угрозы и обвинения".

Ущерб есть, дела нет

В сообщении криминального бюро Пыхъяской префектуры Департамента полиции и погранохраны говорится, что ни по статье 203 (ответственность за намеренное нанесение имущественного ущерба другому лицу), ни по статье 205 (ответственность за непреднамеренное нанесение имущественного ущерба другому лицу) доказательств не найдено. Доказательств, что кто-то поджег дом по адресу Коплиранна, 16, полиция тоже не нашла. "Причина пожара — нарушение в электросистеме, пожар возник в результате несчастного случая. Поэтому нет оснований для возбуждения уголовного дела", — значится в заключении. И предлагается вариант — востребовать возмещение ущерба через суд.

"Единственное, о чем я жалею, что не писала каждый день заявления в полицию о происходящем в квартире снизу, — говорит Надежда. — Когда число заявлений перевалило бы критическую массу, может быть, стражам порядка пришлось бы заняться этой нехорошей квартирой. И, конечно, надо было изменить договор страховки".

По словам Надежды, продать обгоревшую квартиру сейчас нереально, делать там ремонт и жить дальше — страшно, вдруг снова все сгорит. А жить в предложенной комнатушке и делать детям там уроки — невозможно. "Я не знаю, что мне делать, — сокрушается женщина. — Знакомые тоже не навечно нас приютили".

Все решится в середине августа

Заместитель старейшины района Пыхъя-Таллинн Ольга Иванова обрисовала сложившуюся ситуацию следующим образом: "После пожара жильцам квартиры номер 6 была предоставлена временная жилплощадь в кризисном центре на Туулемаа, 6. Эти помещения предоставляются людям, которые попали в кризисную ситуацию и которым некуда пойти, на промежуток времени, необходимый для того, чтобы прийти в себя и найти пути выхода из ситуации. Семья из квартиры номер 6 отказалась от возможности воспользоваться этой помощью, мотивируя это тем, что в семье разнополые дети. Также у города есть кризисные комнаты в социальном доме на Пальяссааре, в подвальном помещении. К счастью, у нас была возможность разместить семьи из дома Коплиранна, 16, на Туулемаа, 6, а не отправлять их в социальный дом".

По словам Надежды Павловой, она указала в заявлении, что готова отказаться от обгоревшей квартиры в пользу города, если ей предоставят муниципальное жилье с правом его приватизации. Однако почти 8 лет назад Таллиннское горсобрание приняло постановление (№ 56 от 17.10.2002), которое должно регулировать порядок распоряжения, использования и владения муниципальной площадью. Согласно ему, претендовать на получение таких квартир имеют только лица, не являющиеся владельцами жилплощади. И далее следует определение:

Лицами, не являющимися владельцами жилплощади, считаются:

1) лица, чье легально используемое жилье пострадало вследствие неминуемых и чрезвычайных событий (стихийное бедствие, пожар, взрыв), которые невозможно было предугадать или каким-то образом избежать, и за возникновение которых хозяин не может быть ответственен…

Вроде бы семья Павловых подпадает под пункт 1, и им не нужно отдавать свою квартиру городу, они могут и так по закону претендовать на муниципальное жилье. Однако Ольга Иванова сообщила, что в середине августа состоится заседание комиссии, которая будет взвешивать все нюансы и решать, выделять ли жителям квартир 2 и 6 муниципальную жилплощадь, и только после этого можно будет ответить на остальные вопросы нашей газеты.

Что делать, если в вашем доме поселился "замечательный сосед"?

"Если в доме поселились сомнительные люди, и жителям дома кажется, что в соседней квартире происходит какое-то правонарушение, или поведение соседей вызывает подозрение, то следует об этом оповестить полицию, позвонив по номеру телефона 110, либо написав в полицию заявление, в котором надо изложить все свои подозрения. На основании данного заявления полиция проверит, соответствуют ли опасения действительности.

Если между соседями произошел конфликт, то полиция, прибыв на место, сначала опросит обе стороны конфликта, также поговорит со свидетелями, а затем, если будет установлено, что действительно имело место правонарушение, будет начато соответствующее делопроизводство. Задерживать кого-либо только на основании жалоб соседей полиция не может. Для начала проверяются факты, делопроизводство будет начато, если установят, что действительно имело место правонарушение.

В случае если сосед, находясь в состоянии алкогольного опьянения, ведет себя агрессивно и представляет опасность для окружающих, его доставляют в отдел полиции на вытрезвление".

Елена Филиппова, коммуникационное бюро Департамента полиции и погранохраны

Застрахуй и спи спокойно

"Мы получили извещение о пожаре на Коплиранна, 16, на следующий день после произошедшего. В ходе пожара пострадала вся квартира и находившееся там имущество. Потеря крыши над головой и всего нажитого стали большим ударом для людей, и их очень жаль. Мы постарались разрешить это дело с нашей стороны как можно скорее. К сожалению, стоимость находившегося в квартире имущества превышала страховую сумму.

Если бы было застраховано все имущество, то страховая компания покрыла бы всю его стоимость. Поэтому очень важно, чтобы люди вовремя и верно оценили стоимость имущества и заключили бы наиболее подходящий страховой договор или изменили бы предыдущий".

Арго Каро, руководитель отдела по ущербу имущества (страховая компания If)

Поделиться
Комментарии