”Процесс” — так называется главное произведение великого пражанина о бессмысленном и беспощадном судебном разбирательстве, втягивающем в свои бесконечно работающие бюрократические маховики человеческую жизнь. ”Процессами” — никак иначе не назвать (в прямом и переносном — кафкианском смысле) несколько судебных дел, завершившихся решениями Государственного суда.

По лекалам Кафки

Поводом тянувшихся годами и стоивших ответчикам по этим делам, вполне добропорядочным людям, немалых денег и, главное, абсолютно нелепо потраченного времени и здоровья стало… нарушение правил стоянки. Три судебных инстанции! Годы тяжб! И все из-за нескольких евро и часа-другого стояния автомобиля. Чем не Кафка?

Инициатором отнюдь не литературных ”процессов” всякий раз становилось OÜ Europark Estonia. 25 января нынешнего года Госсуд рассмотрел жалобу Europark на решение Тартуского окружного суда, по которому этот ”Парк” обязан был вернуть машину владельцу, поскольку увел ее со стоянки в качестве ”правозащитной меры” и неоднократно сообщал собственнику, что вернет машину, если будет оплачено время стоянки, неустойка и расход на перемещение автомобиля (105 евро).

О том, что машину ”упрут”, если ”чужой” воспользуется стоянкой, находящейся под охраной ”Европарка”, было написано на табличке, прикрепленной к столбу у въезда на стоянку. Суд первой инстанции обязал ”Европарк” немедленно машину вернуть. Окружной суд его поддержал. А Госсуд решения эти отменил.

На следующий день — 26 января Госсуд рассмотрел похожее дело. Снова захватили ”заложника” — автомобиль, который стоит почти в тысячу раз дороже неоплаченной суммы за парковку. И снова Госсуд отменил решения двух нижестоящих судов, глубокомысленно заметив по поводу несоразмерности цены ”заложника” и суммы слагаемых ”неуплаты”, что ”автомобиль невозможно поделить на части и взять в залог его часть”.

Коллегия Госсуда мотивировала свою позицию в этих спорах тем, что ”для парковки на платной зоне заключается договор, условия которого представлены на столбе при въезде на парковку”. Другие мотивы такой же глубины. Нет возможности их привести в газете — желающие могут насладиться чтением самостоятельно. Заметим только: по соображениям здравого смысла — там сплошной Кафка!

Абсурд как система

Вообще-то проблема несоответствия ”преступления и наказания” начинается не с позиции суда. Странно выглядит в целом установившийся в стране порядок, при котором коммерческая структура может самовольно брать имущество в залог, рассматривая читателя надписей на столбе стороной договора.

Некий ”парк” (хоть и европейский) захватывает машины. Частные структуры под названием ”судебные исполнители” захватывают квартиры, обременяя их ограничениями в ”Крепостной книге” при совершенной несопоставимости стоимости квартир и размера ”выбиваемого” ими долга. Государство, допускающее ”приватизацию насилия”, не может считаться партнером гражданского общества. Трудно не согласиться, например, с профессором Лондонской школы экономики Мэри Калдор, считающей, что такое государство либо проявляет в большей или меньшей мере свою ”несостоятельность”, либо, допуская ”частно-государственное” или ”частно-муниципальное” перераспределение своего ”права на насилие”, открывает дорогу коррупции.

По этому поводу на теоретическом уровне существует консенсус. А на практике, пожалуйста, ”Европарк”! И, пожалуйста, суд — который пока еще не признал любую надпись на заборе законом для ее невольных читателей, но уже признал договорными условиями слова на столбе (вопреки мнению многих правоведов, высказанному многократно в СМИ).

Убрать абсурдность всей ”стояночной” истории в целом легко. Во-первых, необходимо определить, что право штрафовать за нарушение правил стоянки на улицах Таллинна, например, принадлежит только муниципальной полиции.

Во-вторых, если частная структура получает право держать стоянку — пускай ставит сторожа, открывающего и закрывающего ворота и никак иначе. А дальше надо жесточайшим образом пресечь право у кого бы то ни было делать платные стоянки у больниц, поликлиник и других общественно необходимых институтов. На то избираем городскую власть, чтобы она решила, где и как бесплатно стоять автомобилям больных и разных других клиентов общественно значимых институтов. Наконец, главное: сами мы почему так беспомощны и ждем подарков от властей?

Антигуманная система

Не сделаю открытия, сказав, что наша правовая система антигуманна. Об этом говорено-переговорено и по поводу норм о квартирных товарищества, и о долгах банкам, теперь — вот еще о долгах ”Европарку”. Неоднократно самые крупные специалисты (юрист Леон Гликман, например) говорили и писали, что дело у нас идет к становлению полицейского государства.

Разница с тем, что происходит здесь и в других демократических государствах (а Эстония — без всяких сомнений — нормальная европейская демократическая страна) — наличие там и отсутствие здесь организованного общественного протеста. Издевательству со стороны ”Европарка”, беззастенчивому нецивилизованному нажиму со стороны так называемых инкассо-фирм и судебных исполнителей подвергаются тысячи жителей страны.

Почему молчим? Почему позволяем появиться в газете, например, объявлению о лекции для правлений квартирных товариществ ”Как через суд выселять должников?”. Между прочим, организует ее местная управа. Не боится, значит, возмущения жителей, которые деятелей управы, поддерживающих выселение, по-хорошему, на осенних выборах гнать должны взашей.
Суды мы не выбираем. Но депутаты, принимающие законы, по которым идут кафкианские процессы, нами избраны. Так чего же на зеркало пенять? Мы сами и делаем Кафку былью.

Поделиться
Комментарии