Последнее громкое дело, когда некстати всплыли родственные связи, стало достоянием общественности в начале лета: новым столичным вице-мэром назначили Яну Тоом. Все бы ничего, да бдительная оппозиция подметила, что среди прочих за ее назначение голосовала депутат Таллиннского горсобрания, член Центристской партии Маргарита Черногорова. Несмотря на разные фамилии, родственные связи тут самые тесные: Черногорова — мама Яны Тоом. Налицо конфликт интересов!

И опять же — все бы ничего, но… Бить в колокол праведного гнева пуще других принялась реформистка Юлле Раясалу, которая совсем запамятовала, что и ее дочь несколько лет назад работала на такой должности, где был прямой конфликт интересов с мамочкой. Речь идет о скромном чиновнике Хейди Зяро, возглавлявшей отдел контроля и анализа городского собрания Таллинна. Раясалу же в тот момент была старейшиной района Пирита. И, как припомнили не менее бдительные центристы, за несколько лет в пиритаской управе ни разу (!) не проводился аудит.

Мама, папа, я — центристская семья

Больше всего родственных связей в отечественной политике прослеживается в Центристской партии. Хотя недавно именно главной центристской семьи не стало — мэр Таллинна Эдгар Сависаар и депутат Европарламента Вилья Сависаар развелись. Правда, фамилию Вилья пока носит все ту же. Но далее речь не о супругах.

В народе бытует мнение, что это всесильные родители пристраивают своих непутевых чад поближе к кормушке. Однако есть и такие примеры (и их немало, в общем-то), когда отпрыски явно перещеголяли своих мамочек и папочек.

Так, Ольга Сытник — фигура, в представлении не нуждающаяся: два года работы вице-мэром Таллинна, четвертый год в ранге депутата Рийгикогу. А мама Ольги Нина Сытник только лишь после осенних выборов стала депутатом горсобрания столицы. Основным же ее занятием остается руководство Тынисмяэской реальной гимназией (бывшая 19-я школа), где Нина Петровна служит директором.

Может, папочка в лице Рейна Ратаса и приложил руку к карьерному росту своего сына Юри, но в сегодняшней политике Ратас-младший фигура куда более заметная, чем его отец. Даже в парламенте вот: Юри Ратас — вице-спикер, Рейн — рядовой депутат.

А вот Ааду Муст и его дочь Кадри Симсон больше в одном зале заседаний в Рийгикогу не появляются. В прошлом году Муст оставил парламент ради работы на посту председателя Тартуского городского собрания. Кстати, у Муста четыре дочки, Кадри — старшая. Кто знает, может, еще будет пополнение в политике за счет этой семьи.

Валерий Корб (отец) и Михаил Корб (сын) — представители Северо-востока, из Кохтла-Ярве. Отец долгое время вел активную политическую жизнь в родном городе, а потом перебрался в столицу в ранге депутата парламента. Михаил же, покинув отчий дом и уехав в Таллинн учиться, тоже решил не отставать. На своих первых выборах он получил всего пару десятков голосов, но затем, став старейшиной района Кристийне, завоевал, видать, доверие и популярность. Больше трех тысяч голосов, собранных им на последних муниципальных выборах, — результат серьезный.

Первые робкие шаги в политике делает бывший радиоведущий Вадим Анцупов. Наверняка по стопам мамы, Нелли Приваловой. На "Радио 4" Анцупов тоже пришел уже после того, как там поработала мама. Сегодня Привалова — депутат Рийгикогу, Анцупов — горсобрания Таллинна.

Братья и сестры

В этой категории партийного разнообразия побольше. Начнем все с тех же центристов: в парламенте нынче (как и в предыдущем созыве) сидят брат и сестра — Хеймар Ленк и Марика Туус.

Но куда интереснее посмотреть на политические пристрастия братьев Лотманов. Потомков великого ученого судьба развела по разные стороны парламентских баррикад. Правда, в одном созыве Рийгикогу Михаилу и Алексею Лотманам побывать пока не пришлось. Михаил был депутатом от Республики (тогда еще не объединившейся с Исамалийтом) в прошлом составе парламента, Алексей представляет на Тоомпеа Партию зеленых сейчас.

Одна из самых многочисленных семей в политике — Цахкна. Сразу приходят на ум как минимум три разных человека. Это, во-первых, Маргус Цахкна, который депутат парламента от Союза Отечества и Республики. Во-вторых, это его жена Анна-Грета Цахкна, которой вершины Тоомпеа пока не покорились, но депутатом в Нижнем городе она уже стала. От той же партии, разумеется.

И в-третьих (хотя по степени скандальности он мог бы быть "во-первых"), брат Маргуса Андерс Цахкна. Помните, тот самый, что оскандалился, будучи и вице-мэром Таллинна, и чиновником Министерства социальных дел? С поста вице-мэра Андерс ушел из-за темной истории с продажей столичного диагностического центра. А в министерстве так и вообще вляпался — обвинили в коррупции. Кстати, одно из подозрений — опять же — в кумовстве: якобы Цахкна пытался заставить Больничную кассу заключить договор с клиникой, которой владеет муж его сестры. Впрочем, до суда это дело пока не дошло.

Амуры в коридорах власти

Право слово, за всеми родственно-любовными связями наших политиков уследить просто нереально. Но напоследок — несколько романтических историй из высших эшелонов власти.

Спутником жизни депутата Европарламента Кристийны Оюланд (Партия реформ) является бизнесмен Раймо Кагу, которого еще недавно прочили на должность генсека переживающей не лучшие времена партии Народный союз. Правда, слухи остались слухами, а Кагу остался в стороне от большой политики.

Мари-Анн Келам (Союз Отечества и Республики) уже не первый созыв работает депутатом Рийгикогу, а ее супруг и однопартиец Тунне Келам прописался на второй срок в Брюсселе, где представляет Эстонию в Европарламенте.

Еще один укативший в Европу политик, чей супруг играет не последнюю роль в местной политической жизни, — это Сийри Овийр (Центристская партия). Муж, Михкель Овийр возглавляет у нас Госконтроль. Кстати, ничего себе такая влиятельная семейка. Так можно сказать про них, если вспомнить еще и то, что зять Овийров — банкир Индрек Нейвельт.

Есть в парламенте и "бывшие": у реформистов Марет Марипуу и Игоря Грязина совместный ребенок, хотя вместе они давно не живут. Марет нередко можно встретить в обществе другого политика от Партии реформ, Имре Соояэра.

Не женаты официально, но много лет вместе Райн Розиманнус и Кейт Пентус (тоже реформисты). По слухам, именно эта реформистская парочка является идейными вдохновителями многих начинаний партии.


Наша справка:

А как у них?

Родственники в политике были, есть и будут. Даже если не брать тоталитарные государства вроде Северной Кореи, где власть, как при монархии, передается от отца к сыну, примеров (и даже не из далекого прошлого) наберется предостаточно. Вот лишь некоторые самые известные:

Клан Бушей и чета Клинтонов
До избрания президентом США Джорджа Буша-младшего самой влиятельной американской семьей считались Кеннеди. Помимо двух президентов, в роду еще Джеб Буш, бывший губернатором Флориды, и дед Буша-младшего Прескотт Буш, который 11 лет был сенатором от штата Коннектикут. Ну а за внешнюю политику США сегодня, как известно, отвечает Хиллари Клинтон, чей муж Билл побыл президентом как раз между двумя Бушами.

Премьер в третье колене
После выборов 2009 года премьер-министром Греции стал Йоргос Папандреу, повторивший тем самым достижение своего отца и деда — все они в свое время возглавляли греческое правительство.

Подарил жене президентство
Именно так аргентинские СМИ писали про поступок Нестора Киршнера. Президент Аргентины, будучи весьма популярным в народе, решил в 2007 году на очередной срок не баллотироваться, но попросил людей отдать голоса своей жене Кристине Киршнер. И та в итоге ожидаемо победила.

Ганди на брегах Ганга
Индийский клан Ганди относится к одному из старейших политических кланов мира. Основателем партии Индийский национальный конгресс стал Джавахарлал Неру — первый премьер-министр Индии после обретения страной независимости в 1947 году. Его дочь Индира Ганди пробыла на посту премьер-министра 15 лет, пока ее не расстреляли собственные телохранители, которые оказались сикхскими сепаратистами. После смерти Индиры Ганди правительство возглавил ее старший сын Раджив. В 1991 и он был убит террористкой-смертницей. В настоящее время Индийский национальный конгресс возглавляет его вдова Соня Ганди. Она привела партию к сенсационной победе на выборах в парламент в мае 2004, но не смогла стать премьер-министром из-за своего итальянского происхождения.

Польские братья
Еще недавно Лех Качиньский и его брат-близнец Ярослав, которые в детстве были звездами польского кино, вместе руководили государством. В 2001 году они основали партию "Право и справедливость" и смогли добиться успеха на выборах. Лех стал президентом, а Ярослав — премьер-министром. Проиграв в 2007 году парламентские выборы, занять этот пост во второй раз Ярославу не удалось. После трагической гибели Леха Качиньского в авиакатастрофе, брат предпринял попытку стать президентом на внеочередных выборах. Но проиграл.

К слову…
В перестроечные времена был популярен сатирический монолог в исполнении Геннадия Хазанова (автор — Владимир Мишин), где в частности был такой фрагмент:

"Тут нам ставят другой вопрос: почему дети аппарата и работать устраиваются в аппарат? Что можно сказать на это? Мне тут подсказывают: мы — за трудовые династии, товарищи. Например, дед уголь добывал, отец добывал, теперь внук добывает. Дед пилил или, скажем, варил, потом отец варил, теперь вся семья варит постоянно. Здесь то же самое, товарищи. Например, мать — инструктор Сидоренкова, дочь — инструктор Сидоренкова, внучка будет тоже инструктор Сидоренкова".

Поделиться
Комментарии