История первая: сколько нужно платить маклеру?

Женщина решила продать квартиру. Повесила объявление на одном из порталов. Ей стали звонить покупатели, неоднократно приходили смотреть квартиру. В один прекрасный день позвонила маклер, которая предложила хозяйке помочь с продажей. Та согласилась. Письменного договора стороны не заключали.

В течение нескольких месяцев потенциальных покупателей водили в квартиру и хозяйка, и маклер. В итоге человек, которого хозяйка нашла самостоятельно, подписал договор о купле-продаже. Так как дело было в Ида-Вирумаа, то сумма была по столичным меркам небольшая — 10 тысяч евро за ”двушку”.

Каково же было удивление хозяйки квартиры, когда маклер, узнав о свершившейся сделке, стала требовать 1000 евро!

Хозяйка квартиры не отрицала, что маклер проделала определенную работу, и была согласна заплатить ей некоторую сумму, но вознаграждение в размере 10% от стоимости недвижимости показалось несоразмерным.

Возник спор, маклер грозилась обратиться в полицию и суд. Хозяйка квартиры стала напирать на то, что письменного договора они не заключали, поэтому ее предложение заплатить маклеру 500 евро — исключительно ее добрая воля, а никак не обязанность. Маклер же была уверена, что она достойна большей суммы.

”Даже если не был заключен письменный договор, — комментирует Ольга Круглова, — сторонам нужно было заранее обсудить все детали: когда, кому, сколько и кто должен заплатить денег и при каких обстоятельствах. А лучше все это зафиксировать в письменном виде во избежание дальнейших разногласий. Стоит помнить: после драки кулаками не машут, и маклеру, как более заинтересованному в решении этого вопроса человеку, следовало проявить большую настойчивость”.

Она отмечает, что размер вознаграждения зачастую варьируется от суммы сделки и обычно составляет 4% от стоимости недвижимости на момент продажи плюс НСО.

”Но если квартира сама по себе недорогая, то вознаграждение может варьироваться в пределах 500-1000 евро”, — добавляет она.

История вторая: где заканчиваются обязанности маклера?

Житель Таллинна Анатолий решил сдать квартиру. Во избежание проблем он обратился к маклеру, чтобы тот составил правильный договор и тем самым оградил его от дальнейших проблем.

Маклер нашел арендатора, заверил, что тот платежеспособен и с хорошей репутацией, и принес с собой договор, который Анатолий со спокойной душой и подписал.

Но спустя пару месяцев возникли проблемы с оплатой, к тому же, когда Анатолий явился на серьезный разговор с арендатором, он обнаружил, что в квартире было все либо переломано, либо испорчено, либо украдено. Арендатор скрылся позорным бегством. Анатолий покрыл задолженности по квартплате при помощи залога и порадовался, что взял за один месяц вперед. Но делать ремонт в квартире и покупать новые предметы обстановки взамен испорченных или украденных ему пришлось уже за свой счет.

Он позвонил маклеру и попросил помочь ему разыскать арендатора, чтобы выставить ему требование. А заодно спросил: ”Ну как же так? Вы же говорили, что это весьма благонадежный человек!” Маклер сказал, что ничем помочь не может, и пусть Анатолий обращается в полицию. Он так и сделал, его заявление приняли, но делом занялись без особого энтузиазма.

Юрист, к которому Анатолий пришел на консультацию, посоветовал ему обратиться в суд и там попытаться стребовать с бывшего арендатора ущерб за испорченное и украденное имущество. Но предупредил, что он должен запастись чеками на предметы обстановки и фотографиями квартиры до сдачи в аренду и после, а также суметь в суде доказать, что имущество действительно исчезло из квартиры во время проживания там арендатора.

”В итоге передо мной встала необходимость самому решать свои проблемы. За что я платил деньги маклеру? В типовом договоре, который он нам принес, говорится лишь о правах и обязанностях сторон, и не сказано ни о какой ответственности маклера. Его задача, по-видимому, найти первого попавшегося арендатора, показать ему квартиру и получить кучу денег без какой-либо дальнейшей ответственности”, — именно такой урок вынес из сложившейся ситуации мужчина.

”Задача маклера в данном случае заключалась в том, чтобы найти арендатора, — комментирует Ольга Круглова. — Все дальнейшие проблемы должен решать арендодатель — если, конечно, в договоре не сказано иное. Во избежание недоразумений в договоре должны быть указаны все важнейшие пункты: день оплаты, перечень имущества, его стоимость, что будет, если арендатор испортит имущество, и так далее”.

Она добавляет, что маклер может попытаться помочь клиенту, попавшему в беду, поговорить с арендатором, попытаться на него воздействовать, может быть, найти другого квартиросъемщика, но это не является его обязанностью.

”Точно так же дела обстоят и при продаже недвижимости: если после истечения какого-то времени были обнаружены дефекты, то маклер никакой ответственности не несет”, — говорит Ольга Круглова.

Поэтому совет тем, кто планирует сдавать свою недвижимость в аренду: на маклера надейтесь, но и сами не плошайте. Составьте договор самостоятельно или внесите свои пункты в типовой договор.

”У меня, например, несколько лет назад была проблема: как сдать квартиру в центре столицы, которая обставлена дорогой мебелью и в которой сделан отличный ремонт, и при этом не нарваться на недобросовестного арендатора, — рассказывает Светлана. — Я решила внести в договор драконовские условия: двойной залог, двойная предоплата, что не многим нравилось, и тем самым отсеклись неблагополучные элементы. Также я вписала в договор, что не верну ни залог, ни предоплату, если арендаторы прервут договор досрочно или съедут, не предупредив минимум за два месяца. Конечно, если бы в квартире что-нибудь сломали или разнесли, не спас бы даже двойной залог. Но благодаря этим условиям и прекрасному состоянию квартиры ее снимали преимущественно иностранцы, для которых двойной залог не стал проблемой”.

История третья: Фигаро здесь, Фигаро там

Хозяин квартиры решил продать свою недвижимость. Ему попался ушлый маклер, который решил получить деньги и с продавца, и с покупателя. Он сначала заключил договор с продавцом, а потом, когда нашел покупателя, то и с ним. Если бы дело выгорело, он бы получил от обеих сторон немаленький процент. Он до последнего тянул, не хотел их знакомить, придумывал всякие отговорки, лишь бы они не встретились и обстоятельства не вскрылись.

Но судьба сыграла с хитрым маклером злую шутку. Оказалось, что продавец и покупатель были знакомы друг с другом. И как-то они встретились, стали разговаривать за жизнь. И продавец поделился с давним другом: ”Представляешь, продаю квартиру, а мне такой странный маклер попался. Ведет себя как-то непонятно…” А приятель и спрашивает: ”Да? А как его зовут?” Слово за слово, и выяснились все обстоятельства.

Покумекав, друзья решили поиграть с маклером в его игру и не стали говорить, что они знакомы между собой. Заключили сделку, а с оплатой маклеру не торопились.

Маклер стал нервничать, требовать и с того, и с другого деньги. Грозить судом и обращением в полицию. Приятели решили обратиться к юристу, чтобы выяснить, как себя вести — платить нечестному человеку им не очень хотелось.

И выяснилось: по закону маклер может брать полную или частичную плату с обеих сторон только в случае, если он честно сообщит, что у него заключен договор и с продавцом, и с покупателем, и стороны не возражают. А раз маклер до последнего пытался скрыть этот аспект, то его поведение освободило их от необходимости оплачивать его услуги.

Поделиться
Комментарии