Март Лаар погорел на "Узи"

Когда Эстония решила создать собственную армию, которая бы не зависела от поставок вооружений российского производства, возник ряд сложностей. В первые годы после развала СССР страны Запада не спешили вооружать молодое балтийское государство. Во-первых, Эстония еще не имела кредитных возможностей за рубежом. Во-вторых, многие не хотели портить отношений с Россией из-за поставок оружия эстонцам.

Поэтому в конце 1992 года в Израиль прибыл таллиннский еврей Леонид Апананский. Через знакомого он установил связь с начинающим адвокатом Раном Газитом, которому и сообщил, что уполномочен закупить 6000 автоматов "Узи".

Контракт был подписан в январе 1993 года. Ассортимент оказался значительно шире, чем то, о чем говорили изначально. Израильтяне продали эстонцам ракетные установки, автоматы "Узи", пушки, минометы, аппараты связи, бронежилеты. Общая сумма составила 50 млн долларов.

Однако в феврале 1994 года эстонские СМИ сообщили о том, что часть вооружений и военного оборудования, на общую сумму 4 млн долларов, была бракованной. Главнокомандующий Силами обороны Александр Эйнсельн поспешил объявить, что премьер не поставил его в известность о заключении сделки. Выяснилось, что эстонцы получили советское оружие, которое Израиль захватил в войне.

Рази Дотан, в то время занимавший пост директора по продажам оружейной компании IMI, настаивает, что эстонцы получили именно то, что хотели. А вот Давид Иври, бывший тогда гендиректором Минобороны, сообщил изданию, что ничего не помнит об этой сделке.

После обрушившегося на него шквала критики, в апреле 1995 года Март Лаар лишился власти, после чего был вынужден на несколько лет уйти из политики.

Апананский покинул Эстонию, пережил немало финансовых трудностей, и в настоящее время занимается бизнесом в Москве в гостиничной сфере и на рынке недвижимости.

В 1998 году уже другое эстонское правительство подало иск в Лондоне против Израиля в связи с этой сделкой. В июле 2003 года британский суд обязал Израиль выплатить Эстонии 2 млн долларов "вследствие ошибочных высчетов".

14 разведчиков и суровое море

11 сентября 1997 года случилась самая большая потеря Сил обороны — при переправе в Курксе утонули 14 солдат разведывательного взвода. Ожидалось, что при хорошей погоде удастся перейти море вброд за час, однако поднялись волны, в шторме солдаты сбились с курса, и 14 человек из 22 после пятичасового пребывания в холодной воде уже не выбрались на берег.

Людей в воде увидел капитан и начальник порта Хейно Крейнтал, который вместе с сыном вышел в бурное море и на небольшой лодке, которая вмещала всего шесть человек, увез десять солдат. Восемь из них выжили.

На капитана потом долгое время сыпались обвинения в том, что он спас не всех. "Как могут так говорить люди, ничего не знающие о море?" — недоумевал он.

Руководивший походом в смертельные объятия воды Яанус Карм после инцидента продолжил служить в Силах обороны, только в Сторожевом батальоне. Суд признал его виновным и назначил в качестве наказания год в тюрьме полузакрытого типа. С учетом того, что поход унес 14 жизней, выходило меньше месяца тюрьмы за смерть каждого солдата. Причем судили его даже не за то, что погибли люди, а за то, что он отправился в поход самовольно, без приказа вышестоящего начальства. Однако президент Леннарт Мери помиловал Яануса Карма.

Надо ли говорить, что начальство Карма всячески его выгораживало, говоря, что ни одного слова плохого о нем не может сказать. "Он — преданный армии человек", — говорили те, кто его знают.

После трагедии хотел уйти в отставку глава Сил обороны Йоханнес Керт и министр обороны Андрус Ээвельт, но президент Мери и премьер-министр Март Сийманн отклонили их заявления.

Парад победы и свастика в ухе

В 2006 году на Параде победы одна из представительниц Кайтселийта была замечена с сережкой в виде свастики. При этом дама была в форме Сил обороны, и автоматически, таким образом, представляла нашу армию. Эта новость разлетелась по миру со скоростью света и нанесла удар по имиджу Эстонии.

И хотя представители Кайтселийта не усмотрели в украшении Меэлики Ээнпуу-Вийлуп ничего крамольного — ведь это "всего лищь символ счастья в восточной мифологии", фотографии дамы со страницы Кайтселийта в тех же сережках убрали. Поведение кайтселийтчицы раскритиковал тогдашний министр обороны Юрген Лиги, сказав, что символ свастики нельзя использовать никогда и ни при каких обстоятельствах.

Загадочная смерть в Палдиски

В начале этого года пришла еще одна шокирующая новость: в казарме в Палдиски был найден труп молодого срочника Алексея Логвиненко. Как утверждали представители Сил обороны, молодой человек покончил жизнь самоубийством, выстрелив себе в рот из израильского автомата. При этом никто ничего не видел и выстрела никто не слышал. Дежурный также почему-то не заметил, как срочник вошел в охраняемую комнату и взял оружие.

Одной из причин возможного самоубийства называют постоянные боли в спине и суставах. Дело в том, что у погибшего было плоскостопие с углом 147 градусов. До комиссования по здоровью ему не хватало буквально нескольких градусов. Алексея нашли в ботинках 44-го размера, хотя он неоднократно обращался к командованию с просьбой выдать ему обувь 46-го размера. Ситуация была настолько серьезной, что даже при управлении машиной и нажатии на педаль молодой человек испытывал сильнейшую боль.

Врач, который видел Алексея последним, в тот же день уехал в Голландию. Близкие погибшего считают, что он мог как-то высмеять непростое положение Алексея (несмотря на сильные боли, командование не хочет выдавать обувь нужного размера) и явился катализатором отчаянного поступка юноши. Разобраться во всем должно было служебное расследование.

Родители погибшего многократно утверждали, что не верят официальной версии. Дневник срочника изъяли на время расследования, а когда расследование было закончено, то его результаты засекретили на 75 лет.

Последнее обстоятельство породило еще больше вопросов — ведь если все так, как пытаются представить дело общественности Силы обороны, то почему был наложен гриф секретности?

Могилы при свете фар

Спустя полгода Силы обороны опять заштормило. В СМИ просочилась информация, что 13 августа в Мяннику двоих солдат-срочников заставили копать себе могилы при свете автомобильных фар.

"Сказали, что если мы пропадем, оплакивать нас не будут. Что потом нас отправят домой в мешках для трупов, и раз у нас при себе оружие, это будет выглядеть как побег из военной части. И никто не будет скорбеть по нам", — рассказал один из молодых людей.

По словам братьев, инцидент завершился предупреждающим выстрелом в воздух, который сделал командир роты. Через два дня братьев отправили в резерв "по состоянию здоровья". Имена пострадавших не разглашаются, однако известно, что они — сыновья богатого русского бизнесмена.

Находящиеся под следствием офицеры отрицают подобные угрозы. По их словам, солдатам просто велели отрабатывать выкапывание траншеи. Вступились за Силы обороны и премьер-министр, и другие офицеры, пытающиеся свести инцидент к шутке и языковому барьеру. Как объяснил командующий части, ночные учения — норма, нужно было их провести срочно, потому что только эти двое солдат не сдали экзамен по состоянию здоровья.

Однако серьезность произошедшего подтверждает тот факт, что уже 15 августа руководство Сил обороны отправило дело в Пыхьяский оборонительный округ на срочное официальное расследование. В числе первых результаты расследования желает узнать глава Сил обороны Рихо Терас.

Однако вскоре стало известно, что прокуратура решила не возбуждать дело по данному факту. "Материалы проверки инцидента не содержат признаков совершения преступления", — сообщила 31 августа пресс-служба ведомства.

Поделиться
Комментарии