АО Tallinna Vesi, будучи в нашей столице монополистом в области водоснабжения и канализирования сточных вод, дождевых и ливневых потоков, распространило свои действия уже на значительную часть Харьюского уезда.

Согласно заключенному с городскими властями договору, имея контрольный пакет, АО Tallinna Vesi имеет преимущество диктовать свои условия в отношении цен за услуги, исходя прежде всего из соображений обязательной прибыльности. Этого новые владельцы и не скрывали с самого начала, еще в 2001 году заявляя, что приехали они в Эстонию не искать радость в работе, а в надежде получать дивиденды.

И, что немаловажно, получают. Так, уже в 2001 году АО было по величине прибылей в ТОП‑ 100 Эстонии на пятом месте, т. е. при обороте 423 млн крон прибыль составляла 143,8 млн.

В 2002 году при обороте в 505,9 миллиона крон предпрятием был получен чистый доход в размере 169,5 млн крон, т. е. более 33%, и из них было выплачено акционерам 45 млн крон. Конечно, прекрасно, что акционеры обещали остальные 124,5 млн крон направить на созидательную деятельность. Но, господа, когда, по данным того же АО, более 30% воды, выходящей из водоочистной станции Юлемисте, теряется из-за изношенности водопроводных сетей, более чем странно выплачивать какие-либо дивиденды.

Сперва владельцы были просто обязаны все денежные средства направить на замену устаревших труб, чтобы мы с вами не оплачивали эту вопиющую бесхозяйственность.

К чему приводит бесхозяйственнось?

Утечки воды из труб повышает уровень грунтовых вод, а значит, пагубно влияет на дорожные покрытия города, что мы каждый день все больше ощущаем, проезжая по улицам. Грунтовая вода, попадая в подвалы, разъедает фундаменты домов, а загрязненная продуктами отходов от горюче-смазочных веществ, выбрасываемых автотранспортом, попадает в грунтовые воды, загрязняя их.

Достаточно только вспомнить строительство трубопровода в Нымме (Вабадузе пуйестеэ) и довольно спорное разрешение проблемы сброса дождевого и ливневого стоков. И вообще сброс их, как это предусмотрено, в неочищенном виде в Таллиннский и Коплиский заливы — не является ли это наследием недалекого прошлого? Как это соотносится с местами отдыха и купания, том числе планируемого у Русалки пляжа? Это уже входит в компетенцию органов здравоохранения.

Качество воды под сомнением

В отношении качества питьевой воды имеется полная непрозрачность. Теоретически звучит достойно: пробы воды берутся ”только аттестованными работниками”, исследуются ”только в аккредитованной лаборатории”, находящейся при АО, и в объеме, зафиксированном в Договоре об услугах.

Данных о содержании фенолов, тяжелых металлов и других вредных примесей в анализах воды, равно как сведений о содержании токсических и канцерогенных (например, диоксина) и других компонентов, в годовом отчете не приводится. Это, однако, не помешало утверждать, что вода ”уже сегодня отвечает всем установленным ЕС требованиям к качеству воды”.

А широко разрекламированный химикат РАХ только ведь уменьшает кислотность воды, замедляя тем самым ржавение труб. Озонирование — это хорошо, но в каком объеме оно приводится, учитывая значительные затраты на его производство (электроэнергия!), что, несомненно, сказывается и на цене на воду.

Отдельный вопрос — применение хлора для очистки воды, потому что это в последующем значительно пагубнее влияет на здоровье населения, чем наличие в воде железа. Ведь именно из-за последнего водопредприятие отказалось от использования грунтовой (подозерной) каптажной линии длиной 1500 м, располагавшейся вдоль северо-западного берега озера на расстоянии 90 м от озера и состоящей из 52 сважин.

А выход есть!

В материалах AO Tallinna Vesi вы можете найти и сведения о том, что подземные воды дешевле почти в пять раз, чем озерная вода из водоочистных сооружений. А кроме того, недооцененным преимуществом подземной воды является качество и защищенность ее от каких-либо непредвиденных катаклизмов, что в наше неспокойное время немаловажно.

Так почему же, господа, не взять на вооружение неиспользованные до сих пор запасы подземной питьевой воды, почти не требующей дорогостоящей подготовки перед подачей в магистральные сети? Почему же ликвидируются имеющиеся скважины и ничего не делается для организации новых водозаборов подземных вод? Почему бы не начать создавать конкурирующие водные предприятия, использующие в качестве альтернативного источника подземные воды? Все это с поддержкой Евросоюза и правительства возможно осуществить.

И, наконец, если возникнут сомнения в предлагаемых действиях, то на стадии технико-экономических обоснований, предшествующих проектным изысканиям, следует провести экспертизу, но обязательно незаинтересованными в конечных выводах специалистами или организациями. Вот на это будет не стыдно использовать и деньги, получаемые от вспомогательных форндов ЕС.

Все приемы хороши…

Несомненно, что АО Tallinna Vesi в этом не заинтересовано, о чем свидетельствуют и заявления руководства АО Tallinna Vesi: ”С позиции бережливого отношения к окружающей среде и имея в виду будущие поколения, самым разумным было бы шире использовать поверхностные воды”.

Поэтому вместо того, чтобы привести в надлежащий порядок водное хозяйство города, строятся новые водопроводы от Юлемисте уже в Харьюский район, т. е. в направлении, куда переводятся многие промышленные предприятия, что, соответственно, способствует увеличению водопотребности. С этой целью и город Маарду, получавщий десятилетиями воду из подземных источников, недавно подключили к озеру.

Ведь не надо иметь специального экономического образования, чтобы понять монополистическую выгоду в увеличении продажи дорогой воды и затем сбора за отдельную плату отработанной воды в свои же канализационные сети. А чтобы получить необходимые инвестиции для обеспечения водой из Юлемисте поселков Ярвекюла, Юри, Саку и других, предприятие ссылается на сокращающиеся запасы грунтовых вод.

Нет, господа, пора начать разрушать монопольную систему водопользования. Нужна конкуренция, для начала хотя бы в границах города. Сохранились же в городе несколько независимых от головного предпрятия водопроизводителей. К сожалению, политические партии, судя по всему, не заинтересованы в этом вопросе. Но почему мы должны оплачивать утечки воды из магистральных труб и, развивая тему дальше, пить сомнительного качества воду?

Поделиться
Комментарии