Проанализировав ситуацию, Алина поняла, что вариантов всего три: или искать сиделку, или обращаться в соцотдел, или просить родственников-знакомых по очереди.

Временный вариант: девушка-студентка

Для начала она дала объявление в газете и в интернете: нужна женщина, которая могла бы присматривать за мамой и днем, и ночью.

”После шквала звонков я поняла, что нужно изменить условия: идеально было бы, если бы женщина жила вместе с мамой, кормила ее, водила гулять, ходила бы за продуктами и убирала дом”, — говорит Алина.

В итоге она нашла кандидатуру — студентку из Нарвы, которая училась на дневном, и для нее возможность жить с мамой Алины была гораздо лучше необходимости снимать квартиру.

”Утром она кормит маму и включает ей любимые телепередачи, после лекций приходит и готовит обед, затем небольшая прогулка в коляске, сон, девушка ходит в это время в магазин и убирает квартиру, вечером она читает ей книгу или газеты, рассказывает что-то”, — перечисляет Алина.

Она понимает, что вариант это временный — да, девушке не нужно платить коммунальные и покупать себе еду, вдобавок она получает 500 евро сверху за уход, но рано или поздно ей захочется создать с каким-нибудь молодым человеком семью и жить отдельно.

”Идеально, если бы я нашла одинокую женщину средних лет, с уже взрослыми детьми, достаточно сильную, чтобы поднимать маму с кровати и сажать ее в коляску”, — говорит Алина, добавляя, что пока подходящей кандидатуры не было.

О профессиональной сиделке она тоже думала, но запрошенные за круглосуточный уход суммы оказались просто непомерными для Алины.

”Меньше 5 евро в час предложений не было, это значит, что выйдет около 3000 евро в месяц”, — говорит женщина, добавляя, что почасовая будет капать, даже если сиделка будет спать в соседней комнате. И вариант со сдельной оплатой определенного ряда обязанностей ей подходит больше.

Мамы, соседи и вороватые помощницы

На различных форумах люди, чьи родственники попали в такую же сложную ситуацию, ищут кого-нибудь, кто мог бы ухаживать за пожилым человеком. И тут, судя по некоторым сообщениям, очень активизируются мамы маленьких детей, которым, по всей видимости, уже перестали выплачивать родительскую зарплату и которые ищут дополнительный доход.

Но если человек — лежачий, и его нужно поднимать, пересаживать в коляску, водить в туалет и мыть, то мамочки с ребенком — не вариант.

”Мне уже 85 лет, и самой подниматься на пятый этаж тяжело, — говорит живущая в Ыйсмяэ Надежда Григорьевна. — А уж с тяжелыми сумками — тем более. Долгое время заходила и помогала внучка, но она недавно родила, и с малышом у нее уже не так много свободного времени. Но добрых людей очень много, помогают”.

Однако не всегда было так гладко: до этого одна такая помощница украла у Надежды Григорьевны запасные ключи из ящика. Когда старушка это обнаружила, она поменяла замки и больше с ”помощницей” не общалась.

”А другая женщина — тоже из моего подъезда — долго втиралась в доверие, а потом я стала замечать, что у меня пропадают банки с вареньями и соленьями”, — говорит Надежда Григорьевна.

Помощь из соцотдела

Если же у вас нет на примете подходящего помощника, можно обратиться за помощью в соцотдел. Но нужно помнить некоторые нюансы.

Пресс-секретарь Ласнамяэской управы Илья Бурцев говорит, что, согласно Закону о семье, о немощном человеке должны заботиться родственники (дети, внуки и родители). Поэтому те пожилые люди, у кого есть родственники и которые нуждаются в услугах по дому, должны платить за помощь. Этот порядок действует по всей столице. И если изучить постановления других городов Эстонии, то там правила тоже не сильно отличаются.

”Те жители Таллинна, у кого, согласно регистру народонаселения, нет родственников, которые по закону должны о них заботиться, могут получать услугу от соцотдела”, — говорит Бурцев.

Рабочая нагрузка соцработника по закону — 40 часов в неделю. Как правило, на одного сотрудника приходится по 7-9 клиентов. Очень многие при этом жалуются, что хотели бы пообщаться с помогающим им человеком подольше, но тот быстро делает, что нужно, и уходит.

”К сожалению, беседы и разговоры не входят в перечень услуг, поэтому сотруднику приходится выкраивать на это время параллельно с выполнением других обязанностей”, — говорит Бурцев.

В зависимости от необходимости, соцработник может посещать клиента до 20 часов в неделю по рабочим дням, что составляет аж половину всей нагрузки. И так как количество соцработников ограничено, а желающих получить помощь много, то соцработникам приходится крутиться и вертеться, чтобы успеть еще к положенному времени от одного клиента к другому. Только в Ласнамяэ в 2013 году услуги на дому оказывались 342 жителям.

Часто можно услышать о том, что после некоторого общения с соцработниками старички и старушки переписывали им свои квартиры или другое имущество.

”Работники проходят соответствующее обучение, и им не разрешается брать подарки, направлять или как-то влиять на завещание клиента”, — говорит Илья Бурцев.

Убирать, готовить, привозить на дом продукты

Cоцработник Пиритаской управы Светлана Ольтерс говорит, что цель услуг, которые соцотделы оказывают людям, — как можно дольше помочь продержаться пожилому человеку дома, в привычной обстановке, не отправляя его в дом по уходу (так политкорректно теперь называют дом престарелых).

”Услуги, которые нужны пожилым людям, разные. Кому-то нужно только возить продукты и лекарства, кого-то — возить к врачу и аптеку, следить за тем, чтобы он вовремя подавал показания электричества и платил за коммунальные расходы. Даже если у пожилого человека хорошая память, он все же порой многое забывает — время визитов, что нужно сдать анализы и т.д.”, — рассказывает Светлана.

Все ее клиенты — пожилые люди, большую часть времени проводящие дома, иногда в полном одиночестве, все они нуждаются не только в продуктах и других услугах, но, прежде всего, в общении. Причем, говорит Светлана, большинство клиентов те, у кого родной язык эстонский, и надо уметь поддерживать с ними разговор на темы, которые им интересны.

”Для этого нужно смотреть передачи на разных каналах эстонского телевидения, читать газеты и журналы. Так что очень неплохо, если социальные работники по уходу за пожилыми людьми на дому будут в курсе текущих событий как в своей стране, так и в мире”, — отмечает она.

У Светланы — семь клиентов, о которых она заботится. Женщина отмечает, что это довольно много, и времени порой катастрофически не хватает.

Она отмечает, что момент, когда человек больше самостоятельно не справляется и просит направить его в дом по уходу за пожилыми людьми, у каждого наступает по-разному.

”Одна женщина говорит: я что-то стала падать, нет сил, видимо, уже пора, — рассказывает Светлана. — Проблема в том, что она живет уже много лет с собакой, которая — как член семьи. И теперь есть риск, что если найдется место в доме по уходу, то собаку придется усыпить. Это для пожилой женщины будет очень большим стрессом, вдобавок придется менять место жительства, привычный уклад жизни”.

Поделиться
Комментарии