Профессиональная близость к небесам предопределила и службу Господу на земле? Сергей смеется и отвечает на этот забавный вопрос отрицательно. ”На самом деле помогают церкви те, кто работает в светских организациях, — говорит Мянник в интервью ”МК-Эстонии”. — Такая модель больше похожа на европейскую”.

- Каким образом вы оказались в церкви? 

- Я всю жизнь ходил в церковь — с детства, как и мои родители, дедушки и бабушки. Меня часто спрашивают: как я попал в церковь? Да никак. Я попал в утробе матери, можно так сказать. Мой дед Владыка Иоанн был предшественником патриарха Алексия II на посту главы Эстонской православной церкви. В миру Георгий Алексеев, дед окончил Технологический институт и Санкт-Петербургскую духовную академию в 1918 году, и вместе с моей бабушкой они оказались с войсками Юденича, отступавшими из Гатчины, в Эстонии. Дед многие годы преподавал — логику, пение в гимназиях, написал в соавторстве с Махони учебник русского языка для учеников эстонских школ и назвал его замечательно — ”Живая речь”. Георгий Михайлович стал одним из инициаторов и организаторов строительства храма Иоанна Предтечи в Нымме.

Папа был иподиаконом, начинал мальчиком, стоял на посохе у будущего патриарха Алексия I в Киевском подворье на Васильевском острове. Потом был иподиаконом у многих архиереях, включая митрополита таллиннского Алексия, будущего патриарха Алексия II. Мы с братом прислуживали мальчишками в алтаре, за что родителей вызывали в школу к директору. Сегодня я в авиации, брат мой долгое время в море ходил, а теперь иподиаконствует тоже.

- Вы член Синода Эстонской православной церкви Московского патриархата. Что делает Синод?

- Это совещательный орган при митрополите, который помогает ему управлять церковью — это и строительство храмов, издательская деятельность, организации визитов по линии церкви, и члены Синода отвечают за разные участки работ.

- Образно говоря, политбюро?

- Я не стал бы сравнивать с советским временем, сказал бы на современный манер: Синод избирается, как парламент. Согласно церковному уставу, традиция выборов мирян в Синод сохранилась с давних пор, в Синоде четыре священника и два мирянина.

- Официально церковь отделена от государства, но, например, в России мы видим активное проникновение православной церкви в светскую жизнь. Или это только кажущееся влияние?

- В любое время влияние религии на светскую жизнь было и будет, в том числе и в России. Бывают времена, когда это влияние очень сильное, бывают, когда очень слабое. Гораздо положительнее, когда церковь влияет на жизнь и умы людей, а не государство влияет на жизнь церкви. Был синодальный период в России — после Петра I и вплоть до 1917 года, когда обер-прокурор Синода непосредственно влиял на решения, которые принимались в Синоде, а сам Синод приравнивался к званию патриарха. Это был гораздо худший вариант, потому что государство влияло на церковную жизнь.

В современном обществе в той или иной мере невозможно существовать отстраненно, без контактов с государством, я думаю. Мы все живем в обществе, где действуют определенные законы, которые мы выполняем. Мы проводим Собор и должны, согласно законодательству Эстонской Республики, утверждать финансовый отчет за прошедший год и принимать бюджет на следующий год. Хоть Эстонская православная церковь и некоммерческая организация, но зарегистрирована в государстве и, значит, должна следовать его законам.

Конечно, есть моменты, когда нам требуется помощь государства. Возьмем строительство Ласнамяэского храма — коммуникации город подвел, помог с оформлением участка, принадлежащего частному лицу, была перенесена остановка. Существуют программы по ремонту и реставрации храмов в Причудье, на европейские деньги реставрируются иконы. Хотелось бы гораздо большего, но все же лучше такое финансирование и помощь, чем вообще ничего.

- Достаточно суровое наказание участницам группы Pussy Riot за довольно безвинный проступок, как полагают некоторые, не доказывает ли влияние церкви на государство?

- Я бы не назвал их действия безвинной выходкой. Это не так, что пришел человек, ему что-то не понравилось, он прокричал. Девушки к этой акции готовились, понятно, что выходка не была спонтанной, а спланированной. Может, в своих расчетах они не ожидали, что последует такая жесткая реакция со стороны власти, думали, что пожурят и отпустят, как сейчас с судном ”Гринпис”, мол, они похулиганили, отслужив панк-молебен против Путина. Идите и выражайте свое мнение на Красной площади. Там среагировали бы гораздо быстрее и жестче. Их осудила российская судебная система, но похожие судебные действия проводятся в любой другой стране. Другой вопрос, как там наказывают? Штрафуют или осуждают на тюремное заключение. Зависит от законодательства каждой страны. Но на подобные выходки реагируют.

- Последние годы мы часто слышим, что какой-то священнослужитель сделал аварию и скрылся с места происшествия, да и дорогущие часы Патриарха, показанные российскими СМИ, тоже стали скандальной новостью. Почему так происходит? Ведь в сознании многих священнослужители должны быть безгрешными, а получается, что ничто человеческое им не чуждо.

- Общество такое, какое оно есть. Из такого общества выходят священники. И они тоже грешны. Русская православная церковь не употребляет фразу ”святой отец”, как католическая. Священник тоже грешен. С другой стороны, меняется наш мир. Если раньше о подобном не принято было писать, то теперь это норма, так как для поднятия тиража нужны сенсационные новости. Иеромонах сбил людей в Москве, так его и наказали. Он был запрещен к священнослужению еще до разбирательства с судебными органами, и пожизненно не будет совершать богослужения. Он убил человека — намеренно или нет, но он совершил противоправное деяние. В России, откуда идут такие новости, совершенно другие возможности и деньги. У нас нет священников, по крайней мере, я не знаю, у которых имеются дорогущие машины или вещи. У нас и народ живет на порядок скромнее, чем там. Что делать? Перекосы везде бывают. Трудно их понять и оправдать, но все люди грешны.

- По вашему наблюдению увеличилось, скажем, за прошедший год, число людей, посещающих церковь?

- Мы открыли совершенно новый храм в Ласнамяэ. У любого другого уже был определенный контингент людей — прихожане или те, кто заходит иногда посмотреть. Ласнамяэский храм — другое дело. Можно сказать, что цель, которую мы преследовали, затевая строительство, выполнена. В том районе не было ни одного храма, и туда пошли люди, которые вообще никогда не ходили в церковь. Откуда мы это знаем? В храм приходят и спрашивают элементарные вещи, которые человек, постоянно или хотя бы изредка посещающий церковь, знает. Например, спрашивают, как правильно подать записки на молебен или панихиду, когда совершить причастие, что нужно для этого сделать. По воскресеньям там порядка ста человек причащается — достаточно приличная цифра. Отец Олег Врона из Никольской церкви говорит, что с открытием храма в Ласнамяэ у них не уменьшилось количество людей. Может, кому-то по месту жительства стало удобнее посещать ласнамяэский храм, но в основном это те, которые никуда не ходили.

- С чем вы это связываете?

- У людей возникает потребность пойти в храм. Не всегда же надо идти в церковь с горестями и проблемами, нужно и с радостями. Посмотрите, когда младенцев крестят, сообирается до ста человек гостей. В ласнамяэском храме стараются больше семи детей одновременно не крестить, так как храм просто не вмещает всех родственников и знакомых, пришедших на крещение. А это ведь праздник, и люди приходят нарядно одетые, я не говорю о венчаниях. Возникает потребность и праздники встречать в церкви, и в будний день приходить, чтобы спокойно помолиться.

- Практически все прогнозы на 2014 год общают только ухудшение, причем во всех сферах. Что скажет церковь?

- С развитием средств массовой коммуникации мы чаще обращаем внимание на негативную информацию: сегодня у нас кризис, завтра будет хуже, сегодня обещают глобальное потепление, завтра — глобальное похолодание. Да, мы не живем изолированно от остального мира, однако люди должны видеть и положительные моменты в жизни. Достаточно пройтись по нашему городу. Везде толпы туристов и пройти негде, но туристы поднимают нашу экономику. Вот положительный момент. Жизнь не так плоха, она гораздо лучше, чем мы думаем. Подумайте о тех, кому действительно трудно, уделите им внимание. И не всегда важна финансовая поддержка, порой необходимо просто поговорить с теми, кто рядом.

- Многие, я уверена, возразят: где взять силы, чтобы научиться видеть положительное в жизни?

- Сходите в церковь и помолитесь и, наверное, надо чаще и больше уделять внимание своему внутреннему состоянию. Некоторым еще хуже, чем вам, а они справляются с помощью Божьей. У меня есть один знакомый, который на мой вопрос ”ты в церковь сходил?” отвечает: ”Я по телевизору посмотрел”. Все-таки надо праздновать праздники не только за столом, но и в храм идти. Сидеть в кресле — занятие для немощных. И помните: чудеса же случаются каждый день. Иногда мы в суете их просто не замечаем, а они происходят.

Поделиться
Комментарии