Все они молодые ребята, для кого-то это летняя подработка, для других — смена обстановки после обычной работы охранником. Среди ребят есть как русские, так и эстонцы, и все они чудесно общаются друг с другом на обоих языках. Старший по пляжу — Владимир. Он следит за происходящим через бинокль, на вышке рядом стоит Артем и занимается тем же самым. Ближайшие шесть часов я проведу в их компании, вникая в суть работы.

”Пляж всегда должен осматриваться, — вводит меня Владимир в курс дела. — Я это делаю, когда есть свободное время, а человек на вышке должен наблюдать за происходящим непрерывно”.

Сидящий на вышке Артем уже весь обгоревший (и кто сказал, что лето у нас плохое и солнца мало!), кожа на его лице и торсе слезает кусками. ”Мы буквально горим на работе, — в шутку говорит он. — Хотя я уже ничего не ощущаю — не впервой”.

Пока что погода препятствует наплыву отдыхающих. На улице тепло, но гуляющие по небу тучи настораживают. Вода в море всего 18 градусов, а температура воздуха +22. И хотя вывешен зеленый флаг, то есть можно купаться, на пляже сейчас лишь около 200 человек.

12:20
Один из стражей пляжа отправляется патрулировать территорию, прихватив с собой спасательный буй. Ребята в шутку называют его морковкой, из-за внешнего сходства с корнеплодом. Остальные обосновались возле спасательной будки, откуда через бинокль продолжают наблюдать за происходящим.

Рядом на площадке расположился летний лагерь молодежного центра, там играет танцевальная музыка, а аниматоры время от времени объявляют начало новых игр для всех желающих.

Владимир пристально смотрит на находящихся в воде. Их человек 20, не больше. ”Сейчас мало людей, — рассказывает он, — потому следить за ними легко. Вот если будет 2-3 тысячи, то наступит ад. Вечно кто-то старается заплыть за буй или полезть в воду пьяным, и следить за всеми становится просто невозможно”.

12:32
Весь пляж разбит на пять секторов — так легче ориентироваться. Первый сектор начинается от камышей со стороны Рокка-аль-Маре и продолжается до смотровой вышки, следующий простирается от вышки до второй кабинки для переодевания и т.д. Обозначения не официальные, зато здорово помогают реагировать на сигналы.

Артем сообщает с вышки, что в четвертый сектор пляжа пришел мужчина с собакой. На место отправляют Ярослава, который должен сказать хозяину, что выгул собак тут запрещен. В бинокль я вижу, что речь идет о маленьком йоркширском терьере.

”Да, это маленькая собака, — словно услышав мои мысли, говорит Владимир. — А что будет, если придет человек с кавказкой овчаркой? Пускай лучше хозяева вообще не приводят на пляж своих питомцев”.

12:37
К нам подходит мужчина с четырьмя детьми, чтобы взять для них браслеты — оранжевые бумажные повязки, такие же, как те, что надевают на руку во время концертов. На них записывается контактный телефон родителя.

”Это очень помогает, когда ребенок теряется, — рассказывает Владимир о новшестве. — Можно просто позвонить родителям, а не бегать в толпе из нескольких тысяч человек с вопросом ”Это не ваш ребенок?”.

Он вспоминает случай четырехлетней давности: родители выпивали в кустах на пляже, а ребенок бегал сам по себе — спасателям тогда реально пришлось прочесать пляж вдоль и поперек, чтобы найти маму и папу.

А два года назад был такой случай. Мама не пускала свою 8-летнюю дочку на пляж. Девочка нашла способ выбраться из квартиры, сама пришла на берет. Когда спасатели обратили на нее внимание, то выяснилось, что она здесь одна. ”Нам пришлось вызывать полицию, — говорит Владимир. — Хорошо, что девочка знала свой адрес и домашний телефон. Причем когда полиция привезла ее домой, то мама девочки была в шоке, поскольку была уверена, что ребенок никуда из дома не выходил”.

13:24
На пляже тишина и покой, количество людей увеличилось до 500. Женщина подводит сынишку и просит обработать ему раны, локти и колени у мальчишки в ссадинах. Со спасателями всегда дежурит медик, которая и обработала раны. Софья говорит, что до того, как ее перевели на Штромку, она два года работала на озере Харку.

”Нас там тогда было только двое, и это намного сложнее, потому что пьяных там в воду лезет даже больше, чем здесь, — рассказывает девушка. — Тут нас пятеро, и то мы не всегда справляемся с наплывом, а там в хорошую погоду даже не присесть было”.

Главной проблемой пляжа на Харку Софья называет змей, которых там водится много. Конечно, чаще попадаются обычные ужи, но пару раз она встречала там и гадюк. ”Хотя змеи больше пугают людей, чем наносят вред”, — успокаивает медик.

13:28
С вышки сообщают, что в пятом секторе (конец пляжа со стороны порта) замечен пьяный человек. На место отправляют Ярослава, я иду с ним. Нам называют ориентир: ”Желтый пакет, возле камней”.

Ярослав подходит к мужчине и интересуется, как он себя чувствует. Тот отвечает, что с ним-то все нормально, но рядом с камнями валяется откровенно пьяный человек. Мы оборачиваемся и видим, что на мокром песке действительно кто-то лежит.

Он одет в серую куртку, которая вдобавок выпачкана в песке, отчего сливается с серыми камнями. Ярослав подходит к мужчине и интересуется, как он себя чувствует. Тот пьяным голосом бормочет, что с ним все в порядке, после чего Ярослав предлагает ему встать и пройтись. Но мужчина не может не то что встать, он с трудом со спины на бок перекатывается.

Тогда Ярослав достает перчатки и начинает помогать пьяному. Тот сопротивляется, и Ярослав решает вызвать подмогу. Я вижу, как от пункта охраны в нашу сторону идет Владимир. Ярослав с трудом все-таки поднимает мужчину, но тот едва держится на ногах, и кажется, что стоит его отпустить, как он рухнет на землю.

Спасатели медленно уводят мужчину с территории пляжа к скамейкам рядом с передвижным кафе. Владимир предлагает оставить его здесь, но женщина из кафе протестует.

”Пожалуйста, не оставляйте его здесь, — просит она. — Он тут все загадит, а здесь дети ходят”. Спасатели объясняют, что их задача — увести пьяного с территории пляжа, провожать его до дома никто не собирается. В итоге ребята решают проверить, сможет ли мужчина сам идти дальше. Тот по зигзагообразной траектории начинает движение в сторону жилых домов. Конфликт улажен, покой восстановлен.

13:57
На спасательный пункт возвращается Ийрис. Когда я прибыл на пляж, она села в катер и отправилась патрулировать акваторию, теперь время ее смены в лодке подошло к концу, и сейчас ее сменяет Артем. Я отправляюсь вместе с ним. Ийрис выезжает на мелководье и подтаскивает лодку еще ближе к берегу, чтобы можно было дойти до нее, замочив только ноги. Мы с Артемом надеваем спасательные жилеты и сменяем девушку.

Теперь задача Артема — следить за тем, чтобы люди не заплывали за буйки, а также замерить температуру воды к 15:00. Данные о погоде обновляются четыре раз в день: в 10, 12, 15 и 18 часов. Температуру воды и воздуха измеряют сами спасатели, а данные об ультрафиолете сообщают из Гидрометцентра.

Через 20 минут нашего патрулирования раздается тревожный сигнал: мужчина пошел купаться и не вернулся. Особые приметы — лысый, в красных плавках. По берегу к тому месту, где видели мужчину, отправляют патрульных, а со стороны моря его начинаем искать мы.

Параллельно я интересуюсь у Артема, какие еще проблемы есть на пляже. ”Иногда попадаются шприцы, — отвечает он. — На прошлой неделе к нам обратился человек, который наступил на шприц, ему продезинфицировали рану и порекомендовали на всякий случай обратиться в больницу, чтобы сделать анализ крови”.

Пора замерять температуру воды. Мы отправляемся на самый край пляжа, в пятый сектор, и на глубине буйков начинаем измерение. Делается это с помощью обычного термометра, который привязан к полулитровой пластиковой бутылке, наполненной песком. Держим его в воде около пяти минут и смотрим показания: 19 градусов. Но поскольку поднялся ветер и усилилось течение, то надо сверить эти данные с показаниями во всех частях пляжа.

Отправляемся в третий сектор (самый центр пляжа) и повторяем процедуру. Тут термометр показывает уже 17 градусов. Последнее измерение — в первом секторе (конец пляжа со стороны Рокка-аль-Маре), здесь вода вообще лишь 14-15 градусов. На сушу Артем передает, что вода в среднем 17 градусов, а потому надо сменить зеленый флаг на желтый. ”У нас допускается погрешность в один градус”, — поясняет он.

15:12
Поиски пропавшего мужчины продолжаются. В воде мы не нашли никого похожего, не видели его и на суше. Артем направляет лодку к берегу, и я схожу, а он возвращается на свой пост. Подхожу к пункту охраны и узнаю от Владимира, что только что подходил этот самый мужик, которого все искали, и сказал, что он ищет своих друзей. Глупая ситуация, но главное, что никто не пострадал.

”Такие истории — это нормально, хуже, когда, наоборот, опасность не замечена или недооценивается, — говорит Владимир. — Два года назад была реально страшная ситуация. Мальчик нашел в кустах боевой пистолет и начал бегать по пляжу и ”стрелять” во всех. Благо, курок заржавел, и мальчику просто не хватало сил его нажать. Мы тогда вызвали полицию. Позже выяснилось, что там был полный магазин патронов, а пролежал пистолет в кустах около трех лет”.

На пляже уже около 1000 посетителей, но все спокойно, никто не делает ничего запретного, от чего спасателям и мне даже немного скучно.

16:40
Артем вернулся со своего дежурства на лодке, и теперь его отправляют патрулировать пляж. Я снова иду с ним. В патруль спасатель всегда должен брать с собой буй. Мы идем вдоль берега, передавая по рации, что третий сектор чист, второй сектор чист…

Артем работает на Штромке первый год, до этого два лета подряд трудился спасателем на пляже Пирита, где у него случилась интересная история.

”Была отличная погода: тепло, легкий ветерок, одним словом — безмятежность, — вспоминает он. — Но вот вдруг ветер переменился, и на пляж начал надвигаться туман, да причем такой, что не было ничего видно дальше вытянутой руки. Туман накрыл весь пляж очень быстро. Людей пришлось вытаскивать вслепую. Те, кто был на берегу, проблем не доставляли, а вот те, кто был в воде… Пришлось задействовать два катера и на медленном ходу ехать и вытаскивать людей. Благо, тогда никто не пострадал”.

Мой сопровождающий отмечает, что сегодня все как-то слишком мирно и спокойно, даже придраться не к чему. И тотчас же видим человека, который явно находится в состоянии наркотического опьянения — маниакальный взгляд, потрепанный весь, одежда грязная, нетвердая походка. Артем передает сигнал по рации, чтобы вышка начала за ним следить.

Проходим еще немного и встречаем женщину с дочкой, которые уже собираются уходить с пляжа, а с ними маленькая собачка. Артем решает подойти и напомнить, что с собаками на пляж нельзя. Женщина утвердительно кивает головой и ретируется.

17:11
Патрулирование закончилось, мы просто сидим возле пункта охраны и следим за происходящим. С вышки поступает сигнал, что в пятом секторе пьяный мужчина полез в воду. В ту сторону сразу же отправляется катер, по суше туда же идет Владимир.

Катер встает возле буйка и следит, чтобы мужчина держался на плаву. Когда Владимир подходит к этому месту, мужчина уже выбирается на берег, встречается со своим другом, и они идут по пляжу вдоль воды. Сотрудник G4S подходит к ним и просит отойти от воды подальше, на что мужчины говорят, что они тут с друзьями, сейчас идут к ним, и не надо за них волноваться.

Владимир все-таки сопровождает их до друзей и тут видит, что вся компания сильно пьяна. Он просит их удалиться, но компания не соглашается. Тогда Владимир вступает с ними в переговоры и в итоге убеждает их уйти.

18:00
Время уже вечернее, люди начинают активно покидать пляж, и я собираюсь вместе с ними. На этом моя вахта окончена, хотя спасатели останутся здесь до 21:00 — еще три часа будут следить за тем, чтобы никто не нарушал мир и покой, наблюдавшийся в этот день на Штромке.

Поделиться
Комментарии