Во дворе у них стоят две машины — микроавтобус и 7-местный внедорожник, куда может поместиться большая семья. Мать семейства, Кайри радушно встречает у входа и зовет в просторную светлую столовую пить чай с испеченным ею пирогом.

Семья располагается за большим столом, и, пока дети уплетают выпечку за обе щеки, Кайри и Тоомас рассказывают о своей жизни.

Комната за комнатой

”Мы учились в одной школе, но отношения начались позже, — приступает к повествованию мать семейства. — Через четыре года мы поженились, а еще через год после свадьбы у нас родился первый ребенок”.

Она отмечает, что когда они с Тоомасом поняли, что у них будет ребенок, они стали рассматривать разные варианты.

”У родителей Тоомаса был участок земли и коробка дома. И они нам ее подарили”, — говорит Кайри.

Тоомас добавляет, что его родители купили этот участок в Саку еще в советское время. ”Отец начал было возводить стены, но потом забросил это дело. Потом папа умер, началась перестройка, и все это так и простояло много лет. Мы рассудили, что лучше довести дом до ума, чем брать кредит и строить новый”, — поясняет Тоомас.

Он отмечает, что делать нужно было много: в их нынешнем доме тринадцать лет назад были только наружные стены, окна и двери. Семья взяла кредит, чтобы привести дом в порядок.

”Сначала у нас были только две комнаты, — вспоминает Кайри. — Потом мы поняли, что ждем второго ребенка, и решили добавить еще одну комнату. Взяли еще один кредит. Потом родились девочки, нужно было расширяться, взяли еще кредит и построили второй этаж. Так вот потихоньку и возвели своими руками огромный дом”.

Выигрыш в лотерею

Довольно долго в семье учительницы Кайри и технического руководителя на заводе по производству дрожжей Тоомаса было только двое детей.

”Мы очень хотели, чтобы у нас родились еще детки, но появления девочек пришлось ждать несколько лет, — улыбается Кайри. — Да, с их появлением мы стали многодетными в прямом смысле этого слова, но это наше счастье, наш выигрыш в лотерею. Я всегда мечтала о большой семье, у меня у самой двое братьев”.

Когда родились двойняшки, мальчикам Клаусу и Тиму было 7 и 9 лет, и они восприняли появление на свет сестричек, по словам Кайри, с большой радостью.

”Никакой ревности с их стороны не было, — говорит она. — Наоборот, когда мы едем вместе с девочками болеть за мальчиков на футбольном матче, они в перерыве их тискают, берут на ручки и с гордостью показывают друзьям: вот какие у нас сестрички!”

Даже большие, они все еще дети

Как же выглядит обычный день многодетной семьи?

”Тоомас с мальчиками встают в 6:30, сами себе готовят, завтракают и в 7:30 садятся в машину. Муж отвозит их в школу, а сам едет на работу, — рассказывает Кайри. — Около восьми часов встаем мы с девочками. Готовим есть и начинаем убирать, потому что в доме все — как после пожара. Когда мужчины собираются, вещи просто летают. Затем занимаемся повседневными делами и ждем мужчин со школы, работы и тренировок. Вместе ужинаем, делаем уроки и общаемся”.

”Хотя мальчики уже довольно большие, 9 и 11 лет, им тоже нужно внимание родителей, — говорит Тоомас. — У них свои проблемы, с которыми они не могут порой справиться. И нельзя сказать, что достаточно уделить каждому по 5-10 минут в день — и все будет в порядке. Мы довольно долго порой разговариваем, обсуждаем, что их волнует”.

”Я недавно водила младшего сына к психологу и там поняла, что он у меня на самом деле превратился в среднего ребенка, — кается Кайри. — Ему не нравится дефицит внимания и то, что я на него порой кричу. И когда он мне все это там высказал, я пересмотрела свое поведение и поняла, что ребенок действительно страдает от недостатка нормального общения”.

У каждого — своя буква

Шесть ртов в нынешнее время довольно сложно прокормить, особенно, если в семье работает только один человек — отец. Два раза в неделю семья выбирается в магазин, где основательно закупается продуктами. Еще раз-другой в неделю ходят за молоком.

”За раз у нас в магазине уходит где-то 30-40 евро, получается порядка 100 евро в неделю на шестерых. Однако много денег уходит на памперсы для девочек. Они недешево стоят, и на двоих в месяц нужно четыре больших упаковки, каждая по 15-20 евро. Большое подспорье для нас — огород у родителей, это значит, что многие овощи, некоторые фрукты и ягоды у нас есть всегда. Да я и сама в огороде тоже кое-что выращиваю”, — рассказывает Кайри.

Конечно, она старается вести так хозяйство, чтобы ничего не пропадало. Да и когда девочки были маленькими, Кайри как можно дольше кормила их грудью — смеси в магазинах ведь тоже очень дорогие.

”Еще мы после мальчиков ничего не выбрасывали — ни игрушки, ни мебель. Потому что знали, что у нас будут еще дети. Таким образом, когда появились девочки, практически ничего покупать им не нужно было. Одежду для них отдают родственники и знакомые, так что в этом плане расходы тоже невелики”, — говорит Кайри, которая не видит никаких проблем в том, чтобы и самой носить секонд-хенд.

При этом у обеих девочек есть велосипеды, шлемы, красивые комбинезоны, на участке красуется обворожительный маленький домик с занавесками, где малышки могут играть. Чтобы не было споров, где чьи вещи, Кайри и Тоомас на шлемах и других предметах приклеили буквы S и I — по именам девочек. И двухлетние Серена и Ингер уже прекрасно знают, где чья буква.

”Но старшие сыновья уже в таком возрасте, что их секонд-хенд не устраивает. Они говорят: если ты мне не купишь рюкзак или кроссовки такой-то фирмы, то я в школу не пойду, — отмечает Кайри. — Так что им мы покупаем все новое и фирменное. На бутсы столько денег уходит — не пересказать. Нога-то у них очень быстро растет, за лето вымахали на два размера!”

Она добавляет, что очень многое покупает в интернете. ”Например, на сайте osta.ee недавно купила туфельки за 10 центов. И даже с учетом доставки очень выгодно получается”, — делится она секретами.

Повседневные дела

Много денег у семьи уходит и на содержание дома. ”Самая большая строка расходов — электричество, потому что мы им топим. Зимой у нас счет за электричество — порядка 300-400 евро. Летом намного меньше, но жена много готовит и часто печет, поэтому электричество даже в летние месяцы остается существенной статьей расходов”, — говорит Тоомас.

Много денег съедает и плата за воду. По словам Тоомаса, за месяц-другой набегает порядка 30-40 евро. ”Но мы с сыновьями ходим на тренировки и моемся там, — говорит он, — это уже существенная экономия”.

Из коммунальных расходов Тоомасу нужно платить еще за вывоз мусора. Так как в семье маленькие дети и много памперсов, то тоже получается немаленькая сумма в месяц.

”Но у нас на крыше стоят солнечные панели, благодаря которым летом мы не платим за подогрев воды, — улыбается Тоомас. — У соседей стоят панели и для электричества”.

Сознательный шаг

Пока родители рассказывают о своей жизни, девочки-близняшки находят открытую упаковку конфет, одна, побойчее, забирается на стул и достает по конфете себе и сестренке. Несмотря на то, что они близняшки, они совершенно не похожи ни внешне, ни по характеру. Серена, которая старше сестры на 3 минуты, заводила, а вторая, Ингер, больше папина дочка, и чуть что, забирается к нему на ручки.

”Мы конфеты обычно не покупаем, но нам очень многое дают в разных организациях, — поясняет Кайри. — И не так, что вот возьмите то, что рука выбросить не подымается — это нормальные продукты, не с истекшим сроком годности”.

Тоомас тем временем добавляет, что у них в Саку порядка 20 многодетных семей, и только 2-3 семьи — такие, что нуждаются в помощи, просят о пособиях, им помогают едой и одеждой.

”Мы же в основном справляемся сами. Но если, например, из Союза многодетных семей Эстонии (Eesti Lasterikkaste Perede Liit) предлагают поездку в парк ”Вембу-Тембу” или Страну Лотте, то мы не отказываемся — все же это возможность за бесплатно или символические деньги подарить детям множество впечатлений!” — делится Кайри.

”Что же касается других многодетных семей в нашем районе, то, в основном, это — вполне обеспеченные люди, которые живут в собственных домах, ездят на дорогих машинах и красиво одеваются. Так что многодетные — это не обязательно алкоголики или асоциалы, которые не умеют планировать рождаемость, — подчеркивает Кайри. — Нередко желание родить много детей — это сознательный шаг людей, которые знают, на что идут, и готовы нести за это ответственность”.

Поделиться
Комментарии