Как выяснилось, проблема может быть не только с одним предприятием. И это может касаться всех владельцев мембранных счетчиков. Почему так происходит и насколько это законно, разбиралась ”МК-Эстония”.

”Я переехала в Табасалу полгода назад, — рассказывает Татьяна. — Но только в прошлом месяце обнаружила, что мне приписывают лишние кубометры. Летом потребления практически не было, только на подогрев воды. Поэтому приписывали понемножку. А вот осенью, когда начали топить, я и заметила разницу”.

Татьяна поясняет, что заметила, что счет пришел слишком уж большой, и решила пересчитать. Показания были зафиксированы верно, но плата была взята за большее количество кубометров, чем ее семья потратила на самом деле.

Женщина обратилась в фирму, где ей ответили, что эта коррекция связана с разницей температур. То есть чем ниже температура, тем больше коэффициент коррекции, который связан еще и с давлением.

Самая настоящая афера!

Ситуация осложняется и тем, что в Табасалу это единственное сетевое предприятие. И даже если Татьяна и поменяет продавца газа, то поставщика газа поменять невозможно.

”По типовым условиям Gaasienergia мое потребление будет и впредь корректироваться, а также пересылаться продавцу, который будет выставлять счет за газ. То есть выхода просто нет”, — говорит Татьяна.

Женщина недоумевает, зачем тогда нужен счетчик, если все равно поставщик корректирует все так, как ему нужно, и приписывает лишние кубометры.

С ней соглашается и ее соседка Юлия, которая считает, что подобная коррекция уже должна входить в плату за сетевую услугу.

”Ведь если вы заказываете домой пиццу, то в цену входит и доставка. А здесь почему не входит? Мы платим за сетевую услугу, то есть за доставку, а потом еще за кубометры, которые пошли на подогрев газа в ходе доставки. А потом еще с нас за эти приписанные кубометры также берут плату за сетевую услугу и акциз”, — возмущается она.

Женщины обратились в фирму, откуда им пришло письменное объяснение. Там говорилось, что эти новые типовые условия действуют уже с 1 декабря 2015 года. И об этом сообщалось на страничке предприятия и клиентам по электронной почте. Причина — в счетчике, и в холодное время года обязательно нужно делать корректировку.

Однако почему все это нужно делать скрытно, обманывая клиентов, Юлии и Татьяне так и не объяснили. Фирма лишь заверила их, что они не берут деньги дважды за одну и ту же услугу.

Муж Юлии подсчитал, что только с января этого года предприятие приписало им 94 лишних кубометра. И за это они уже переплатили порядка 44 евро. 18 кубов приписали и Татьяне, вместе с акцизом и платой за сетевую услугу получилось более 10 евро. Юлия считает, что это просто неприкрытая афера: ”Оказывается, пока к твоему дому идет газ, его цена зависит от температуры воздуха?”

Проверяли, недочетов не нашли

”МК-Эстония” также обратилась в фирму за комментариями. Нам ответили, что подобные жалобы были и в 2012 году, и Департамент конкуренции даже провел свое расследование по просьбе Центрального союза владельцев.

”Однако ни одного нарушения с нашей стороны выявлено не было, — заверяет представитель фирмы Gaasienergia AS Яак Урм. — В октябре прошлого года Департамент конкуренции одобрил ныне действующие типовые условия”.

Пресс-секретарь предприятия Норберт Кааресте поясняет, что с газом далеко не все так просто, как с другими услугами.

”Куб воды можно четко измерить, вне зависимости от того, теплый он или холодый, в июле вы моетесь или в январе, — говорит Кааресте. — Но в случае природного газа счетчик не показывает действительно точно потребленное количество газа”.

Он добавляет, что в теплые месяцы газ более разжижен, а в холодные месяцы — плотнее. Отсюда меняется количество энергии. Это обусловлено температурой воздуха снаружи. Поэтому счетчик и не показывает всегда верное количество.

То есть зимой счетчик фиксирует меньшее количество газа, чем вам поставили. Поэтому и делается корректировка.

”И так как продавцы газа платят поставщику, например, ”Газпрому”, за количество энергии, содержащейся в газе, то время от времени нужно делать перерасчет, — говорит Кааресте. — Это делает каждый продавец в Эстонии с одобрения Департамента конкуренции”.

Однако он так и не ответил на вопрос, почему это нужно делать путем приписывания и почему не вынести это все честно в отдельную графу.

Дело в счетчике?

Рауль Котов, член правления Eesti Gaas, отмечает, что действительно дело может быть в счетчике.

”Я предполагаю, что счетчик клиента не учитывает, что температура проходящего через счетчик газа отличается от той, которая должна быть в нормальных условиях, — говорит Котов. — У маленьких счетчиков нет электронного корректора, который пересчитывал бы объем, замеренный механическим путем, в тот, который соответствовал бы нормальным условиям — то есть +20°C”.

Зимой температура газа, который проходит через счетчики, может варьироваться от 0 до 5 градусов. Рауль Котов советует: если у клиента есть сомнения в правильности данных, которые предоставило ему сетевое предприятие, он может потребовать обоснований, как были замерены те или иные объемы вчера, сегодня, завтра и так далее.

Но при этом получается, что какие показания даст сетевое предприятие, так и будут считать.

”Eesti Gaas выставляет счета за то количество газа, которое предоставило сетевое предприятие”, — заверяет он.

”Скорее всего, причина этому — мембранные счетчики, которые не учитывают действительную температуру и давление газа, — соглашается с ним председатель правления Gaasivõrgud AS Роман Богданович. — Объемы же газа, которые поставляются данному сетевому предприятию, измеряются счетчиками, оснащенными соответствующими корректорами, приводящими объемы газа к стандартным условиям (температуре 20 градусов и давлению 1,01325 бар). В результате объемы поставленного в сеть и потребленного клиентами газа расходятся”.

А так как в соответствии с действующим Законом о природном газе балансовая ответственность лежит на каждом из участников рынка, в том числе, и на сетевом предприятии, то оно вынужденно или корригировать измеренные объемы в соответствии с согласованными с Департаментом конкуренции типовыми условиями договора оказания сетевой услуги, или же закупать этот ”потерянный” природный газ в рамках балансовой ответственности и включать эти расходы в стоимость сетевой услуги.

Установка же у бытовых клиентов дорогостоящего измерительного оборудования, которое бы принимало по внимание действительную температуру и давление газа, является экономически нецелесообразной.

”Предприятие Gaasi-võrgud пошло по второму пути и на основании долгосрочных статистических данных согласовало с Департаментом конкуренции тариф на распределение, который включает в себя расходы по балансовой ответственности. Поэтому наше предприятие не корригирует измеренные мембранными счетчиками объемы газа”, — подытоживает Богданович.

Ничего не поделать

Заместитель руководителя Департамента конкуренции Кюлли Хааб отмечает, что все правильно и по закону. Плотность газа зависит от температуры и давления. Счетчики замеряют объем газа только при определенных условиях. И разницу нужно компенсировать. И это действительно не входит в плату за сетевую услугу.

Департамент уже согласовал с восемью сетевыми предприятиями типовые условия, которые бы позволяли это делать.

”И смена продавца действительно не поможет клиентам, потому что сетевое предприятие останется прежним. И оно и в дальнейшем будет делать данную корректировку и только затем предоставлять данные продавцу”, — подытоживает Кюлли Хааб.

Поэтому перед сменой места жительства, где вы планируете использовать газ, неплохо бы узнать, какой у вас там будет счетчик и кто будет вашим сетевым предприятием. А затем, перед заключением договора, внимательно ознакомиться с типовыми условиями.
А Юлии, Татьяне и другим клиентам данной фирмы следует же приготовиться к тому, что им и дальше придется платить за дополнительные кубометры газа.

Поделиться
Комментарии