В среднем кружок обходится в 35-50 евро ежемесячно. На ребенка, как правило, их выбирают два: один ”для общего развития” (спорт или какие-то художественные группы), а второй для повышения образовательного уровня — это могут быть языки или какие-то предметы. То есть в месяц на ребенка выходит около сотни евро.

”У нас в семье двое детей, и сказать, что их увлечения нам ничего не стоят, я не могу, — рассказывает Марина. — Старшая ходит на спорт и английский — сотня в месяц, младший с этого года пойдет в подготовительную школу, дополнительно уже присматриваю ему спортивную секцию и обязательно курс языка. Это еще около 130-140 евро в месяц. Итого 250 — из бюджета огромный кусок. И это я молчу еще про оплату садика, каких-то школьных мероприятий”.

Никаких особых льгот не предусмотрено, если на второго ребенка делают скидку 5-10%, семья считает это праздником.

”Я думаю, у нас все родители загнаны в эти рамки, даже если семья считается обеспеченной, — рассуждает вторая мама, Илона. — Ребенку всегда хочется дать по максимуму, а у нас эти возможности стоят дорого и никем не поддерживаются. Смехотворной детской дотации не хватает на оплату даже половины кружка, правда, ее вот-вот повысят, хочу надеяться, что этим не воспользуются наши курсы и не задерут цены еще выше”.

Заоблачная аренда

На самом деле в жизни кружков по интересам, спортклубов, языковых школ и курсов далеко не все радужно. Такие цены руководство устанавливает не ради баснословной прибыли — у многих затраты на аренду, зарплаты, сопутствующие расходы ”съедают” все.

”У нас начинающие гимнастки платят 39 евро в месяц за три урока в неделю продолжительностью по 1-2 часа, — рассказывает руководитель клуба художественной гимнастики Ирина Киккас. — Старшие, кто занимается уже намного серьезнее, пять раз в неделю по три часа, платят 55 евро в месяц. Эта сумма складывается не просто так — аренда зала, зарплата тренерам, хореографу, помощникам тренеров, какие-то текущие расходы, например, инвентарь. Это все и формирует стоимость курсов”.

Ирина добавляет, что аренда зала очень часто бывает просто заоблачной — у художественной гимнастики своя специфика, нужны залы с высокими потолками, их мало, и они стоят дорого.

”Мы имеем статус школы, поэтому получаем дотацию от города — это помогает частично компенсировать траты, да и родителям чуть легче — весной они получают переплаченный подоходный налог”, — подытоживает тренер.

Никакой наживы

Надо отметить, что спортивные секции действительно получают от города поддержку, но думать, что это какие-то огромные деньги и клубы наживаются на родителях, наивно.

”Нам приходится довольно туго, — рассказывает исполнительный директор футбольного клуба ”Инфонет” Александр Алтосар. — Расходы у футбольного клуба весьма высокие. Нужно платить зарплату тренерам — у нас они все профессионалы, выплачивать налоги, плюс аренда стадиона и залов на зимний период, надо закупать инвентарь, форму. Так и набегает. Например, аренда одного только спортзала на зимний период — там тренируются младшие игроки — обходится в среднем 30 евро в час. Это очень дорого, и ни одна группа даже ”по нулям” не выходит, все работают в минус”.

То же и со стадионом — несмотря на то, что в распоряжении клуба имеется огромный стадион, он отнюдь не бесплатный — летом это 1275 евро, зимой 700 евро за месяц аренды.

”Это при том, что зимой мы платим за практически пустой стадион — младшие группы тренируются в залах, стадион в итоге пустует. В год получается больше 20 000 евро, которые уходят только на стадион”, — говорит Алтосар.

По его словам, чтобы клуб начал приносить прибыль, ежемесячную оплату нужно было бы поднять до 65 евро.

”Но наш клуб — это не бизнес. Сейчас мы сводим концы с концами, но тренеры частенько работают чисто на энтузиазме, например, выезжая с ребятами на какие-то соревнования — наши ребята играют уже в высшей лиге, и мы стремимся пойти дальше. От города мы получаем дотацию, но при наших расходах она лишь капля в море, хотя размер суммы благодаря тому, что мы являемся крупным клубом, кажется приличным — чуть больше 2000 евро ежемесячно. Другие клубы, где детей меньше, получают меньшие суммы, там сложная система начислений и коэффициентов, но расходов у клуба от этого меньше не становится”.

Школа или не школа

Статус школы действительно помогает вернуть переплаченный подоходный налог, и многие родители выбирают курсы именно с такой возможностью. Мол, там и преподавание лучше, и преподаватели аттестованные.

”Да, статус школы действительно играет на руку родителям, но вот мы, например, от этого статуса ничего не имеем, почему-то языковые школы исключены из перечня дотируемых городом заведений, — рассказывает бухгалтер языковой школы In DownTown Светлана. — Но поскольку мы являемся большой школой, то можем себе позволить держать цены на среднем уровне — у нас курсы стоят 50-60 евро в месяц, при этом у нас лицензированные педагоги и академические программы”.

Хотя при этом нельзя сказать, что курсы, не имеющие подобного статуса, чем-то хуже. Во многих из них преподавание на хорошем уровне, просто, например, курс длится менее полугода или же педагоги не имеют специальных лицензий.

”Когда ребенок был маленьким, мы ходили на курсы эстонского языка и какие-то развивающие занятия, — вспоминает Светлана. — Так, для общего развития, благо цены были 20-25 евро за месяц. Преподавательница была молодой студенткой, которой нужно было подзаработать, с детишками общалась замечательно, малышня к ней тянулась, да и прогресс был виден — какие-то базовые фразы ребенок запомнил. Мы не ждали возврата налогов, ходили, чтобы чем-то заниматься — до больших школ клоп не дорос, а каких-то курсов для малышей с такими условиями у нас, по-моему, просто нет”.

Хоровод творчества

А между тем, в каждом муниципалитете имеются свои школы и кружки, цены в которых на порядок ниже так называемых частных. Если посмотреть на столицу, то в Ласнамяэском молодежном центре, например, цены в пределах 10-16 евро в месяц. При этом занятия предлагаются очень разнообразные: от языковых курсов до кружка керамики или исторической реконструкции.

”Мы являемся муниципальным учреждением, находимся в подчинении управы Ласнамяэ, город выделяет нам деньги, с которых выплачиваются зарплаты педагогам и покрываются расходы на коммуналку, — говорит директор Ласнамяэского молодежного центра Сергей Пчелкин. — Поэтому цены у нас на порядок ниже. И места занимают очень быстро — уже сейчас, а набор мы объявили совсем недавно, подано 332 заявления в разные кружки”.

Одним из самых популярных можно смело назвать кружок изучения эстонского языка — с прошлого года молодежный центр приглашает вести курс школьных учителей, так что уровень занятий вырос и количество желающих учиться также стало больше.

”У нас возраст учеников самый разный — от 5 до 26 лет, и социальный срез, скажем, больше состоит из детишек тех семей, где достаточно сложно выкроить лишние деньги, — поясняет Сергей. — Так что я рад, что они могут приходить сюда и получать знания — на том же уровне, что и в каких-то более дорогих студиях”.

В Нарве дешевле

По словам Лейни Юрисаар, представителя столичного Департамента образования, в столице работает 9 муниципальных школ по интересам, предлагающих детям самые разные возможности для развития — от кружков песни и танца до природоведения и языков. В них занимается около 8000 детей. Кроме этого, муниципалитет поддерживает и школьные кружки по интересам — там занимается более 37 000 школьников. Также всем ученикам таких школ по интересам выплачивается переплаченный подоходный налог.

При определенных условиях можно получить скидку или же заниматься бесплатно — если ребенок посещает муниципальное заведение, то действовать следует через районный социальный отдел.

”В Нарве в муниципальных заведениях примерно такой же принцип — город держит школы по интересам на балансе, поэтому мы можем предложить более низкие цены, — говорит Галина Молдон, руководитель нарвского Дома детского творчества. — Единственное наше отличие от столицы в том, что по региону в целом цены на курсы ниже — у нас кружок стоит примерно 5 евро в месяц. И, конечно, этим активно пользуются, хотя я не могу сказать, что к нам приходят дети из малообеспеченных семей. Ничего подобного — у нас занимаются ребятишки отовсюду, и никакой разницы никто не делает. Но если в семье есть какие-то финансовые трудности, все решается”.

Учат в школе…

”А у нас вообще интересная история, — говорит мама второклашки Сергея. — В прошлом году предложили вдобавок к основным часам эстонского еще и кружок английского — мол, по программе первоклашкам язык не положен, но все желающие могут начать учиться раньше. Стоило чуть больше 10 евро в месяц. Естественно, все согласились, даже те, кто, может, и не хотел. При этом от подружки узнала, что примерно тот же набор в другой школе стоил 30 евро. У меня шок был — ну представьте, кто-то в семье не может осилить такую сумму? А если весь класс учится в этом кружке, то что, ребенок будет в отстающих только из-за того, что у родителей нет лишних денег?”

Мы попытались выяснить и этот вопрос — ведь столичные школы находятся в подчинении городского Департамента образования, который ведает расценками.

”Комментировать, из чего складываются такие цены в разных школах, крайне затруднительно — мы же не знаем, какие расходы они несут, — говорит директор Линнамяэского русского лицея Сергей Николаевич Гаранжа. — Могу говорить только за свою школу. У нас ценовая политика довольно проста — чем больше детей, тем ниже цена. Многое зависит от количества часов в неделю, квалификации педсостава — это определяющие факторы”.

Дальше все эти данные и расчеты отправляются в бухгалтерию Департамента образования, который утверждает окончательную цену. И оплата за дополнительные уроки производится на счет городской канцелярии, а не в карман школы.

”Поэтому сказать, что школа сама что-то придумывает и накручивает, сложно — у всех разные затраты, — поясняет Сергей Николаевич. — Может, это закупка учебных материалов, каких-то раздаточных листов, может, еще что-то. В любом случае школа не может позволить себе гнаться за ценами — иначе заниматься смогут далеко не все, что приведет к дополнительным проблемам. Например, если в классе какая-то часть учеников слабее, приходится делить класс на группы. В некоторых школах класс разбивать не разрешают. Поэтому политика ценообразования все же такова, чтобы заниматься дополнительно смогла большая часть учеников”.

Представитель Департамента образования Лейни Юриссаар также замечает, что тема какой-то единой ценовой политики в школах уже обсуждалась, но для этого потребуется создать какую-то единую программу обучения, количества часов, учебных материалов и т.п. Пока же в каждой школе свои правила — кто-то занимается раз в неделю, кто-то три раза, группы везде разные, и цены колеблются.

Поделиться
Комментарии