7-го ноября после полудня у побережья Сомали в Аденском заливе местными пиратами был захвачен сухогруз CEC Future. Судно, которое принадлежит датской компании-судовладельцу Clipper Group, под флагом Багамских островов переправляло в Индонезию металлические изделия. На захваченном судне находится команда из 13 человек, из которых 11 человек являются гражданами России, в их числе четверо жителей Эстонии: капитан Андрей Ножкин, третий помощник Николай Кропачев, старший матрос Андрей Вихрев (все трое из Таллинна) и боцман Александр Плотников из Маарду. В плену на датском судне также находится обладатель "серого" паспорта, третий инженер Юрий Григорьев из Кохтла-Ярве, а также гражданин Грузии матрос Мамед Кадидзе.

Невеселая ситуация

"МК-Эстония" связалась с родственниками некоторых пленных. Положение у людей незавидное, понятно, почему они отказались от развернутой беседы. Вера, супруга боцмана Александра, сообщила, что представители датского судовладельца, которые встречались с родственниками захваченных моряков, запретили им давать любые комментарии в прессе. Конечно, и настроения общаться у Веры не было никакого. "Ну, какое у нас может быть настроение", — вздохнула расстроенная женщина. Илона, дочь матроса Андрея, сославшись на рабочую занятость и "невеселую ситуацию", также смогла лишь пожелать скорейшего возвращения моряков.

Мэр Кохтла-Ярве Евгений Соловьев, комментируя пленение жителя города, 47-летнего инженера Юрия, сказал: "Мне остается только посочувствовать семье и посодействовать в решении бытовых вопросов, помочь какими-нибудь связями". Мэр Соловьев, который беседовал с супругой Юрия по телефону, рассказал, что женщина хладнокровно, трезво оценивает ситуацию и, конечно, ждет скорого и благополучного возвращения мужа. "Я тоже надеюсь, что житель Кохтла-Ярве вернется в целости и невредимости. В зависимости от реакции семьи, может быть, по возвращении устроим особую встречу, прием", — заявил мэр Кохтла-Ярве Евгений Соловьев.

Пираты-миллионеры

После падения режима Мухаммеда Сиада Баре в 1991 году в Сомали не прекращаются межклановые противоречия, которые выливаются в гражданскую войну. Пиратство в Сомали начало развиваться семимильными шагами в 2004 году. Местные институты власти оказались неспособны противостоять современным флибустьерам. По данным ООН, в этом году сомалийские пираты захватили с целью выкупа около 60 иностранных судов. Их совокупный доход составил около 30 миллионов долларов. На момент написания статьи в плену у сомалийских пиратов находились 11 кораблей с экипажем. Однако пиратство для Африки не в новинку. Об этом нам рассказал бывалый моряк, который сейчас находится на пенсии, боцман Владимир.

По его словам, в конце 80-х — начале 90-х годов пираты активничали на побережье Западной Африки. Тогда советские моряки на своих судах дежурили по двое, вахту несли и ночью. В случае подозрений давали сигнал тревоги, обороняться могли пожарным насосом, который выдает огромный напор воды. Тактика пиратов проста: подкрасться к цели в темноте (или догнать на быстроходных катерах), забросить "кошку", подняться на борт.

Владимир рассказал, что тогда с наглыми пиратами поступали проще. Так, американцы попросту сожгли напалмом несколько деревень, в которых базировались бандиты. Сегодня подобный метод уже не подходит. Проблемные места объявлены зоной боевых действий. Это означает, что с пленными пиратами надлежит поступать, как с военнопленными, следуя букве Женевской конвенции, хотя ООН и приняла резолюцию, которая дает разрешение преследовать пиратов в территориальных водах Сомали.

"Забирайте все, но оставьте в живых"

Бывший боцман Владимир удивляется очередному легкому захвату судна. "Видимо, ночью не выставляли дополнительную вахту", — рассуждает он, добавляя о существовании негласного закона: пускай забирают все, лишь бы оставили всех в живых. Со слов Владимира, пираты предпочитали контейнеры с аппаратурой, не гнушались они простым грабежом. "Черным до балды, что брать: мыло, одеколон, одежду. Если были поумнее, находили кассу", — вспоминает бывший боцман. За груз моряки грудью не становились, он всегда застрахован.

Со временем бандиты действительно становятся умнее, теперь покушаются и на военную технику. Так, в руках у пиратов до сих пор находится украинское судно "Фаина". Оно было захвачено 25 сентября, а на его борту перевозилось 33 танка Т-72, около 150 противотанковых гранатометов РПГ-7 и прочее вооружение стоимостью приблизительно 10 миллионов долларов. Среди захваченных моряков "Фаины" есть гражданин Латвии. Капитан судна скончался от сердечного приступа.

По мнению бывшего боцмана Владимира, сегодня моряки отправляются в опасные плавания не от хорошей жизни: на суше делать нечего, среди "береговых" большая безработица, потому и цепляются за любую (тем более довольно прибыльную) возможность заработать. Даже невзирая на то, что Международное морское бюро рекомендует торговым судам не подходить к побережью Сомали ближе, чем на 500 километров.

Еще один опытный моряк, моторист-электрик Дмитрий Зимин имеет свою теорию, почему моряки отваживаются "ходить" в опасные места. "Все в деньгах дело, датская компания должна была хорошо платить", — говорит он. При этом всем известно, что в Сомали в плен может попасть любой моряк. "Там дикие люди. Они, говорят, даже на военных нападают", — добавил Дмитрий. Он, вспомнив о том, что CEC Future шло под флагом Багамских островов, сказал: "Труба дело. Флаг подставной, за ними может никто не поплыть".

Сам моторист-электрик, захаживавший в грузинский порт Поти, позже ставший "кризисной точкой", говорит, что в Аденский залив не стал бы заплывать. "Я — нет, но могут отправить в тот же район, только в безопасное место, — говорит Дмитрий. — Люди отправляются, в компании что-то меняется, срочно изменяют маршрут и всю команду могут отправить в Сомали, и никто никуда не денется". Дмитрий признался, что среди моряков, которых беда миновала, тема пиратов чаще поднимается в шуточных беседах. Лишь бы не дошутиться — там ведь страшно, там дикие люди.

"Морские котики" рвутся в бой

Судну CEC Future, спущенному на воду в 1994 году, не повезло так же, как некоторым другим. В течение прошлой недели российский сторожевой корабль "Неустрашимый" отбил в Аденском заливе две атаки пиратов на иностранные судна. В первом случае в сотрудничестве с британским фрегатом "Кемберленд" сомалийцам не дали захватить датское судно "Пауэрфулл" (двое пиратов были убиты), несколькими днями позже в ходе боевой операции российские военные моряки отбили "Рабих", над которым развевается влаг Саудовской Аравии. "Неустрашимый" начал выполнять задачи в районе Африканского Рога в конце октября, после того как переходное правительство Сомали выдало российскому кораблю разрешение на ведение действий по борьбе с пиратами.

Западные коллеги тоже не остаются в стороне от проблемного Аденского залива, через который ежегодно проходит около 16 тысяч судов. 10-го ноября министры иностранных дел ЕС приняли совместное решение о начале операции "Аталанта" у берегов Сомали, которая должна стать первой военно-морской операцией в истории Европейского Союза. По предварительным данным, в операции, старт которой намечается на декабрь, примут участие от пяти до семи военных кораблей, в том числе три фрегата. Хотя начинания остаются под угрозой срыва из-за противоречий в нескольких из стран, готовых было выделить военные корабли. Пока мировое сообщество борется с внутренним бюрократическим врагом, о готовности помочь заявила частная охранная фирма Blackwater, основанная бывшими офицерами американских "морских котиков" и составленная из отставных специалистов.

Сумма выкупа неизвестна

В случае с CEC Future силовой захват судна пока не планируется, хотя возможно всякое. Об этом "МК-Эстонии" заявил консул Российской Федерации в Дании Сергей Бабков. В ходе разговора Бабков опроверг слухи (упомянутые также и в эстонских СМИ) о том, что российская сторона не участвует в переговорном процессе, а также о том, что пираты уже назвали точную сумму выкупа.

"Мы участвуем в переговорах через представителей датской компании. С пиратами всегда сложно разговаривать, это трудный и длительный процесс. Не так, что сели, договорились, все решили. Мы знаем это на своей практике, ведь это не первый случай, когда в Сомали захватываются датские судна с российскими моряками", — рассказал консул России в Дании.

Сергей Бабков, сославшись на работников Clipper Group, сказал, что у захваченных моряков пока есть нормальный запас воды, продуктов питания и топлива. По сведениям Бабкова, последний контакт с моряками был в прошлую пятницу. Консул также добавил, что российская сторона ради сохранения жизни своих граждан готова идти на переговоры с террористами. Сергей Бабков не стал прогнозировать, как скоро можно ждать моряков домой, пояснив: "Насколько скоро, судить сложно. Там разные группировки, все они всегда выдвигают разные требования. Они по-разному производят захват, по-разному содержат пленных".

Эстонский переговорщик с пиратами

"МК-Эстонии" удалось разыскать человека, который участвовал в переговорах по освобождению одного из захваченных пиратами кораблей.

Житель Эстонии Евгений (имя изменено) из соображений собственной безопасности отказался назвать имя корабля. "Как к контактному человеку со связями ко мне там многие относятся с доверием", — рассказал Евгений.

По его словам, желания у пиратов были просты: им нужны были деньги на вооружение, такова была их официальная версия. Евгений также рассказал, как сомалийские бандиты обращаются с пленными: "Как с животными, по-доброму. Выживет — хорошо, нет — беда не большая".

Жизнь населения Сомали, по его словам, совсем невеселая: нищета, разбой, контрабанда, торговля оружием, работорговля. За доллар могут не только все продать, но и убить. Внешний вид пирата вполне прост: джинсы, футболка, никакой экзотики, обычные наемники и гражданские.

Евгений общался не с рядовыми пиратами, а с их "старшим". "Вполне себе контактный человек, но подчиненные — просто звери", — вспоминает он о своем вояже в Сомали. Евгений уверяет, что среди пиратов есть много приезжих со всего африканского континента и не только. Рядовые жители Сомали относятся к пиратству как к своего рода деятельности, работе. Пираты представляют собой серьезные разветвленные организации, корабли для атаки выбираются по наводке. Тем не менее, как рассказывает Евгений, шанс отбиться есть у любых моряков, для этого зачастую вполне достаточно иметь на борту четыре-пять человек с автоматами.

Справка:

В этом году один моряк из Эстонии уже побывал в плену у сомалийских пиратов. 22 мая пираты захватили сухогруз "Леманн Тибер" с экипажем в 15 человек. В их числе был житель Таллинна, штурман Ардо Калле. Тогда плен длился 40 дней, а сумма выкупа составила 750 тысяч долларов.

Поделиться
Комментарии